В 1897 году Рудольфу Штайнеру исполнилось 18 лет, когда началась новая духовная эпоха духовного водительства всем развитием человечества - эпоха Архангела Михаила, как Духа Времени. Именно в этом году Р. Штайнер впервые знакомится с философскими произведениями Фихте, сосредоточившего свое внимание на главной проблеме всей западной духовной жизни - проблеме человеческого "Я".
Так мы приближаемся к тому моменту, который отмечается самим Р. Штайнером как переживание "Мистерии Я", являющейся следствием инспирации Духа Времени - Архангела Михаила. Эта Мистерия Я переживается человеком в тот "солнечный период", который проходится им в течение трех семилетий жизни с 21 по 42 год. Подготовкой к значительным переживаниям этого периода для Р. Штайнера стала его встреча с "посланцем учителя" - Феликсом Когутским, скромным собирателем целебных трав. Это был опытный оккультист, с которым Р. Штайнер мог совершенно открыто говорить о своих внутренних переживаниях и прозрениях в духовный мир.
Затем во время учебы в высшем техническом училище в Вене, он знакомится с преподавателем истории немецкой литературы Карлом Юлиусом Шроером, который вводит Р. Штайнера в мир творчества Гете. Дальнейшая исследовательская работа в Архиве Гете и Шиллера в городе Веймаре, а также его участие в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете, помогли Р. Штайнеру сформировать основание методологии духовной науки. Так, в новую эпоху Архангела Михаила, начиная с 1879 года, он более сознательно работает над тем, "чтобы отлить в форму мыслей непосредственное созерцание духовного мира".
Следует отметить, что незадолго до начала солнечного периода в жизни Р. Штайнера происходит встреча с эзотерическим Учителем, "розенкрейцерским Мастером", которая осуществилась в соответствие с принципом истинного розенкрейцерского посвящения, когда ученик самостоятельно делает первый шаг, по словам Христа: "Стучите, и отворят вам". Это произошло, как только в эпоху души сознательной он смог впервые из самого себя прийти к полному осознанию своей жизненной миссии. Благодаря встрече с эзотерическим Учителем, Р. Штайнер смог более детально и конкретно познать основное направление своего духовного развития, которому он должен был следовать далее совершенно самостоятельно. Отныне Р. Штайнер смог подняться на новую ступень в своем эзотерическом развитии, систематизировав весь свой предшествующий духовный опыт. Теперь весь ход его познания и внутренний опыт приобрели еще большую строгость и объективность, которые присущи всем точным наукам современности.
Таким образом в собственном внутреннем развитии Р. Штайнер был подготовлен к солнечному периоду свой жизни, который длится с 21 по 42 год, и в котором все силы души направлены на раскрытие основной тайный человеческого "Я", устремленного к реальному соединению в новом синтезе трех основных сфер мировой культуры: науки, искусства и религии. При этом следует осознать, что "мистерия Я", в духовном смысле неотделима от мистерии Солнца, а следовательно, и от мистерии самого Христа. Ибо Христос, как Логос мира, одухотворяет всю природу, пронизывая своим светом духовные миры, и, одновременно, как Божественная Личность, является сокровеннейшей сущностью истинного Я человека. Только благодаря тому, что Христос, соединивший Себя со времени Мистерии Голгофы с Землей, пребывает также и в каждом человеческом Я, оно может явиться мостом между миром духа и природы.
Так, в наступивший солнечный период своей жизни Р. Штайнер стремится познать сущность действия Логоса-Христа в природе и в человеческом "Я", а также стремится довести эту тайну до непосредственного духовного созерцания. Однако решение этой задачи возможно только после успешного прохождения через мощные испытания на пути к подлинному духовному познанию, связанные с преодолением двух основных врагов духовного развития человечества - Люцифера и Аримана.
В течении трех семилетий солнечного периода осуществляется не только постижение сферы солнечных сил света и раскрытие главной тайны "Я" в человеке, но также и постижение природы противостоящих сил тьмы.
В период первого семилетия (21-28 лет) в человеке развивается душа ощущающая, в которой по преимуществу укрепился Люцифер
В период второго семилетия (28-35лет) в человеке развивается душа рассудочная, в которой укрепился Ариман
В период третьего семилетия (35-42 года) в человеке развивается душа сознательная, в которую уже в наше время, через совращение "Я" человека, вступают демонические существа Азуров
Проходя через весьма сложные и значительные испытания в период этих семилетий, Р. Штайнер подобно Архистратигу Михаилу ведет напряженную внутреннюю борьбу с этими супостатами, победа над которыми является также высоким служением всему человечеству. Так в его личной жизни, как в микрокосмосе, находит свое отражение макрокосмический прообраз битвы Михаила на небесах.
Рудольф Штайнер постепенно преодолевает власть Люцифера в сфере мистики, где отношение человека к духовному миру предоставлено субъективному чувству, уводящему человека от постижения подлинной сверхчувственной реальности. В сфере же науки он ведет борьбу за новое мышление, которое теперь уже не находится в противоречии с духовным опытом, но является истинными вратами в духовный мир. Глубоко погрузившись в серьезную научную работу, Р. Штайнер как бы вошел в "шкуру дракона материализма", одержав к середине своего солнечного периода победу над Ариманом, царящем ныне в сфере науки. Так например, в 1888 году, он следующим образом определяет сущность нового отношения человека к духовному миру:
Мышление, овладевая идеей, сливается с первоосновой мирового бытия; то, что действует вовне, входит в дух человека - он становится единым с объективной действительностью в ее высшей потенции. Узрение идей в действительности есть истинное причастие человека. Мышление по отношению к идее имеет то же значение, как глаз по отношению к свету, ухо - по отношению к звуку. Оно есть орган восприятия.
Миссия Великого Посвященного. Часть 1. Поворот Времен
Миссия Великого Посвященного. Часть 3. Космическая Интеллигенция