Найти тему
Незримая помощь

ИОАНН БОГОСЛОВ и три его подарка Русской Земле

апостол и евангелист Иоанн Богослов
апостол и евангелист Иоанн Богослов

КЕМ БЫЛ ИОАНН БОГОСЛОВ И С КАКИМИ ПРОСЬБАМИ К НЕМУ ОБРАЩАЮТСЯ

Когда-то очень давно, более двух тысяч лет назад, в небольшом рыбацком селении на берегу Галилейского озера у рыбака Зеведея и его жены Саломонии родился замечательный мальчик. Счастливые родители назвали его Иоанном, что означает в переводе на русский язык «Божия Милость».

Хотя семья эта была вовсе не богатая, она имела бесценное сокровище иного рода. Эти люди были близкими родственниками Самого Спасителя, поскольку Соломония была дочерью Иосифа-Обручника от первого брака. Разумеется, и маленький Иоанн с детства знал Иисуса и всем своим кротким детским сердечком был глубоко к Нему привязан.

По существующей традиции того времени сыновья должны были наследовать ремесло своего отца. Иоанн и его старший брат Иаков были не против: усердно помогали Зеведею, вместе с ним ходили за уловом, учились чинить рыболовные снасти. Вероятно, так и стали бы они рыбаками, если бы жить им пришлось в иное время. Но им выпало жить в период пришествия в мир Спасителя, Который избрал их из множества других Себе в ученики. И на этот Божественный Призыв Иаков и Иоанн откликнулись с великой радостью.

Иоанн был самым юным из апостолов, но, так уж вышло, что из всех учеников Великого Учителя именно ему суждено было стать Его ближайшим другом. Именно Иоанна взял с Собой Иисус на святую гору Фавор показать преобразившую Его Божественную Славу, и именно Иоанна в труднейший час жизни позвал в Гефсиманский сад, где со слезами взывал к Небесному Отцу о горькой чаше, которую предстояло испить Ему в скором времени.

Нужно отметить, что и Иоанн оказался самым стойким и преданным учеником Спасителя: в труднейший час, когда прочие апостолы пребывали в страхе и растерянности, когда поколебался духом даже апостол Петр, этот юноша всюду бесстрашно следовал за Товарищем своего детства. Он был с Ним и во дворе священника, и в суде Синедриона, видел честные страдания Иисуса и не оставил Учителя в самый час смерти, вместе с Богородицею рыдая у подножия Креста во время распятия.

Потому и считают этого апостола любимым учеником Господа. Потому и усыновил Христос его Своей Матери, терпя крестные муки. Именно Иоанну поручил он заботиться о Ней всю дальнейшую жизнь.

В доме апостола Богородица жила до Своего Успения. Согласно Преданию, когда поминальная процессия шла по городским улицам, Иоанн, возглавляя шествие, держал в руках драгоценный скипетр, врученный Архангелом Гавриилом Пречистой Деве, когда он возвестил Ей о скором восшествии на небо.

После отошествия на небо Божией Матери он со своим верным учеником Прохором отправился в Малую Асию: в этих землях ему по жребию выпало проповедовать Божие Слово.

· Во время многих выпавших на его долю морских странствий, апостол не раз спасал от верной гибели жертв разбушевавшейся стихии, поэтому и в наши дни, памятуя об этих чудесах, верующие просят Иоанна Богослова о заступничестве, отправляясь в дорогу.

Немало чудес совершил апостол во встречавшихся на его пути городах. В столице Древней Асии Эфесе он воскресил задушенного демоном юношу Домна, сына городского старшины. Воскресил 200 горожан, погибших от сильной жары около храма Артемиды Эфесской, а из самого капища Иоанн изгнал беса, жившего там 109 лет.

· Особенно тяжело было апостолу бороться с колдунами и чародеями, которых в этих безбожных местах было предостаточно. Служители темных сил яростно противостояли Иоанну, подговаривая местных жителей погубить его. Но каждый раз Иоанн побеждал приспешников князя тьмы и изгонял служащих им демонов в пустыню или заболоченные места, лишая их возможности вредить людям. Именно поэтому и сегодня, как и во все предыдущие века, люди, пострадавшие от колдовства, чародейства и прочих демонических ритуалов взывают к святому о помощи.

В 81-м году на римский трон взошел император Домициан, отличавшийся лютой ненавистью к проповедникам новой религии. Иоанн Богослов, не скрывавший своей приверженности Христову Учению, был в скором времени арестован и отправлен на судилище в столицу. Однако судьи и палачи, как не старались, ничего не смогли с ним сделать: ни вода, ни огонь, ни металл, ни какая-либо другая стихия не смели причинить вреда Божиему избраннику. Кесарь, удивленный подобным явлением, решил, что Иоанн бессмертен. Он не нашел лучшего решения, кроме как отправить апостола в ссылку, подальше от людей. Местом его пребывания был избран остров Патмос.

· По пути в ссылку апостол исцелил сопровождавшего его стражника от желудочной болезни. Нужно сказать, что за время своего служения, этот святой совершил множество чудесных исцелений. По его молитвам прозревали слепые, поднимались расслабленные, хромые начинали ходить. Людей, к которым он прикасался, оставляла даже проказа. Поэтому к святому евангелисту во все времена притекали верующие с просьбами об исцелении их от различных недугов.

По прибытию на место ссылки Иоанн изгнал демона из шурина правителя острова. Едва только почувствовав приближение праведника, лукавый бес, гонимый Святым Духом, без оглядки бежал, бросив свою жертву. Видя подобное чудо игемон Лаврентий и все его домочадцы приняли Святое Крещение.

· Вскоре произошло еще одно чудесное событие, памятуя о котором апостола просят помочь благополучно разрешиться во время родов.

Супруга игемона Лаврентия сильно страдала во время родов. В критический момент, не получив достойной помощи от врачей, послали за Иоанном. Как только апостол вошел в дворцовые покои, здоровый младенец явился на свет. Его мать тоже почувствовала себя совершенно здоровой.

Много чудес совершил апостол на острове. Здесь были написаны его знаменитые труды Евангелие и Откровение (Апокалипсис). Перед тем, как начать диктовать слова Священного Текста верному ученику Прохору, делившему с наставником все невзгоды, Иоанн 10 дней пребывал в уединенной молитве, затворившись в горной пещере.

Когда император Домициан скончался, гонения на христиан ослабли, и Иоанну разрешили покинуть место ссылки. Как не упрашивали жители острова его остаться, апостол все же решил возвратиться в Эфес. А жителям Патмоса, которых он обратил в христианство, святой оставил копию Евангелия.

Вернувшись в Эфес, он был радостно встречен жителями города. Здесь Иоанн Богослов прожил длинную, полную трудов жизнь, обучая Христовой Вере своих многочисленных учеников.

· Апостол всегда очень ревностно вступался за невинно осужденных. Его житие сохранило рассказы о том, какими страшными болезнями наказывал Господь по молитвам Иоанна лжесвидетелей и судей, выносящих неправедные приговоры. Поэтому в наши дни апостола тоже просят о заступничестве невинно осужденные и люди, пострадавшие от клеветы и наветов.

· А еще Иоанна Богослова просят о помощи в денежных затруднениях, потому что его жизнеописание сохранило случай, когда апостол, видя одного из знакомых христиан в страшной нужде, превратил в золото охапку сена.

Когда апостолу было уже более 100 лет, он вышел за пределы города, взяв с собой семерых учеников. Отойдя на некоторое расстояние, Иоанн попросил их выкопать для него крестообразную могилу. С плачем ученики выполнили последнюю просьбу своего наставника. Попрощавшись с учителем, они засыпали его землей, покрыв голову платом. После этого ученики хотели было удалиться. Но некоторые из них все же решили еще раз подойти поцеловать любимого учителя. Однако тела апостола под платом уже не было! Иоанн Богослов был взят на небо вместе с плотью подобно ветхозаветному Еноху, пророку Илии и Пресвятой Богородице.

ЗАГАДОЧНАЯ ИКОНА «ИОАНН БОГОСЛОВ В МОЛЧАНИИ»

Эта икона известна на Руси со 2-й половины XVI века. Ее характерной особенностью является жест апостола: поднесенные к губам в знак молчания один или два перста.

Этот образ, мало что говорящий невоцерковленному обывателю, на самом деле имеет сакральный религиозный смысл. В нем символично зашифрована суть последних слов Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21.25).

Эти слова говорят о том, что Иоанн Богослов поведал людям далеко не все, о чем он узнал от Господа. Многое осталось тайным, недосказанным, скрытым от людей. Святой, предрекая будущее, открыл человечеству лишь то, что ему позволено было открыть.

Отцы Церкви утверждают также, что эта икона символично говорит о том, что получить Божественное Откровение можно только лишь соблюдая молчание и постоянно творя внутреннюю молитву. Естественно, при условии хранения духовной чистоты.

икона Иоанн Богослов в молчании
икона Иоанн Богослов в молчании

ТРИ ПОДАРКА ИОАННА БОГОСЛОВА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

1. Подарок первый: чудесный посох апостола

В XI веке, когда на Руси только еще начинало распространяться христианство, подвизался в ростовских землях некий монах. Звали его Авраамий. Много хаживал он по свету, много дивных чудес повидал, о многом знал и о многом слышал. Только, вот, не везло ему с паствой: ярые язычники жили в то время в Ростове. Как ни старался Авраамий донести до них Постулаты Веры, не хотели ростовчане принимать Бога Единого и не отказывались от человеческих жертвоприношений.

Решил Авраамий обратиться за советом к мудрому старцу, уединенно живущему недалеко от города. Выслушал его старец и посоветовал посетить Царьград: помолиться там о помощи чудотворной иконе Иоанна Богослова – одного из самых известных борцов с язычеством, попросить у апостола благословение на святое дело. Авраамий, выслушав мудрый совет старца, решил поступить так, как ему сказали.

Ранним утром вышел монах из ворот Ростова и по узенькой тропинке пешком отправился в дальние края. Но, едва только за его спиной затихли шумные звуки города, и он оказался один, предстал перед ним в блистающем сиянии сам святой апостол. Иоанн сказал Авраамию, что знает куда и зачем он идет, но не хочет, чтобы монах понапрасну тратил столько времени. А потому дарит ему Богослов необыкновенный подарок – чудесный посох, увенчанный крестом и обладающий дивной силой: если коснется тот посох лукавого демона или какого-нибудь врага Христовой Веры, то несдобровать нечестивцу, не сможет он устоять против Духа Божьего, заключенного в посохе, и будет повержен.

Обрадовался Авраамий, возблагодарил Господа и святого апостола Иоанна. Когда же вернулся он в город, то с помощью чудесного посоха поверг в прах всех ростовских идолов и утвердилась с тех пор в этих местах Вера Православная.

До XVI века чудесный посох хранился в Богоявленском ростовском монастыре на мощах преподобного монаха Авраамия. Однако в 1551 г. царь Иоанн Грозный, отправляясь в Казанский поход, повелел принести ему эту святыню. В скором времени Русь праздновала победу над Казанским Царством, но где сегодня находится чудесный подарок апостола, который Иоанн Васильевич сокрыл в своей сокровищнице, неизвестно.

2. Второй подарок: чудотворная икона Иоанна Богослова

В 1478 году московский князь Иоанн III с многотысячным войском подступил к стенам Великого Новгорода. Он имел твердое желание сделаться правителем богатых северных земель. Развернув лагерь, москвичи стали осматривать городские укрепления, ища уязвимые места для штурма.

В это время князю доложили о чудесном событии. В одно из новгородский селений по реке сама собой «пришла» икона. Не приплыла по воде, как обычный предмет, а именно пришла в вертикальном положении, незримо поддерживаемая Божьими ангелами. Чудесное явление произошло на рассвете, его видели местные крестьяне, ловившие рыбу на утренней заре. Один из рыбаков по имени Мокий вошел в воду и принял чудесный дар. Как только обступившие святыню селяне стали прикладываться к образу, начали происходить дивные события: у плохо видящих обострилось зрение, хромым стали не нужны костыли, а мучающиеся расслабленным недугом снова делались здоровыми. На иконе той был изображен строгий лик Иоанна Богослова.

Узнав о посетившей новгородцев святыне, Иоанн III пришел в замешательство, ведь Иоанн Богослов был его небесным покровителем, а помощь свою в этот сложный час он явил противникам князя – новгородцам. Понял тогда московский правитель, что северные земли находятся под защитой апостола, и пути туда заповеданы. Для Иоанна III это было явное знамение Господне. Ничего не оставалось ему делать, как покаяться и попросить прощения у обиженных жителей этой земли.

Горожане же, видя такую необыкновенную перемену в поведении князя и поразившись его боголюбию, сочли Иоанна достойным для себя правителем и сами открыли перед ним городские ворота. Так в те давние времена история эта и закончилась. А на месте явления дивного образа повелел князь заложить Иоанно-Богословскую обитель, стоящую здесь и по ныне.

Сегодня мы знаем эту славную обитель, как Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь. Икона Иоанна Богослова до сих пор пребывает на выбранном ею месте. Иногда ее привозят для поклонения верующим в другие города. Благочинный обители, иеромонах Илларион (Качур) в одном из последних интервью рассказал: «Как-то мы возили чудотворную икону Иоанна Богослова в Пулково. Очередь была с километр. Верующие приезжали, чтобы приложиться к ней, со всей страны. Очень много было в те дни случаев исцеления от страшных болезней: онкологии, туберкулеза, от костных заболеваний. По молитвам иконе люди получали полное исцеление».

тот самый образ евангелиста Иоанна Богослова в Череменецком монастыре
тот самый образ евангелиста Иоанна Богослова в Череменецком монастыре

3. Третий подарок: Святой источник Иоанна Богослова

В XVII веке в селе Пощупово, что недалеко от Рязани, была заложена небольшая обитель в честь святого евангелиста Иоанна. Когда заканчивали строительство главного собора, рядом с обителью из земли забил ручей с прозрачной, как слеза, водой. А еще через некоторое время по окрестностям распространился слух о том, что если с молитвой апостолу трижды окунуться в этот ручей, то исчезают любые хвори и человек чувствует себя так, будто бы он заново родился. И потянулись сюда люди со всей округи. Целыми семьями шли они к чудесному ручью, неся на руках грудных младенцев. Архимандрит Виталий, бывший в то время настоятелем обители, доложил о многочисленных случаях исцеления епархиальному начальству. Сам он, искупавшись в святом источнике, тоже исцелился от многолетней болезни ног.

Вскоре в обители появилась 20-летняя девушка Анна Егорова. Она была одержима демонами. Однажды во сне ей явилась некая старица, которая посоветовала Анне умыться из святого ручья Иоанна Богослова – знаменитого воителя бесов. Девушка так и сделала: умылась водой из источника и испила святой водицы, - в тот же час мучающий ее демон оставил Анну, и она спокойно отстояла всю Литургию, после чего поведала священникам свою историю.

Церковное начальство распорядилось записывать все случаи подаваемой апостолом помощи, чтобы память о них со временем не изгладилась. Самым удивительным из тех давних событий, пожалуй, был случай исцеления жены железнодорожного рабочего Ивана Трофимова. Умирающей женщине, по которой священник уже начал читать отходную, привезли из источника Иоанна Богослова целебной воды. После испития трех рюмок воды, женщина крепко уснула. Утром больная пришла в сознание, но не имея сил говорить, только молча крестилась на иконы. На следующий же день она уже сама разливала чай. Произошло это удивительное событие 29 мая 1874 года.

В годы богоборчества Иоанно-Богословский монастырь был разрушен, но люди все равно приходили к источнику, не давали ему запустеть, как могли ухаживали за святым местом.

Новую купальню здесь установили только лишь в 2008 году. Но уже с 90-х годов прошлого века возродились слухи о происходящих здесь случаях чудесного исцеления.

Все началось в 1994 году, когда, окунувшись в святую воду, маленький мальчик Ваня из подмосковных Луховиц полностью исцелился от порока сердца. В том же году здесь получил исцеление от почечнокаменной болезни один рязанский архитектор. А еще через год, умывшись водой из источника, прозрел мужчина, приехавший сюда с повязкой на глазах. С того времени потянулись в обитель многочисленные богомольцы, прося у апостола Иоанна помощи во врачевании различных недугов. Сегодня это святое место известно далеко за пределами нашей земли.

ДНИ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА

Память апостола Церковь совершает два раза в год:

9 октября – в день завершения земного пути Иоанна Богослова.

21 мая – день воспоминания о чуде, происходящем на его гробнице. Долгие годы от гробницы апостола именно в этот день исходило неизвестное вещество, именуемое в древних документах «целебным прахом». Жители древнего Эфеса называли его «манной» и употребляли «во здравие души и тела». В этот день сюда съезжались многочисленные паломники, набирали целебное снадобье и ели его специальными ложечками, которые продавали вездесущие торговцы. Русский паломник игумен Даниил в XII веке писал в своих дневниках, что храмы в этот день украшали множеством роз, а сам праздник именовали в народе «розовник». В наше время это чудо на гробнице святого больше не совершается, однако память о нем передается из поколения в поколение уже почти тысячу лет.

-4