Сегодня у нас ещё один трактор СХТЗ-15/30 из Псковской области.
Он очень похож на тот, что можно увидеть в расположенном неподалёку городе Порхов о котором я недавно рассказывал.
Но есть и отличия.
Во-первых, прямо к радиатору привинчена табличка.
Трактор ветеран СХТЗ выпуска 1932 г. сохранён в рабочем состоянии старейшим трактористом Фотькиным Я.С (д. Заклинье).
Во-вторых, у этой машины известна история её жизни.
И эта история противоречит табличке.
Например, в части года выпуска.
Позади моторного отсека есть хорошо различимый шильдик ВАРЗ, что прямо говорит нам о том, что трактор относится к серии, выпущенной в Москве на Втором АвтоРемонтном Заводе в 1948-1950 годах.
Я нашёл в местной газете Гдовская заря (all-gdov.ru) публикацию от лета 2012 году в которой был опубликован рассказ об этом тракторе и его хозяине Якове Семёновиче Фотькине.
Родился Яков Фотькин в 1908 году в соседнем с Гдовом селе Борисове.
В двадцать с небольшим лет поступил на курсы трактористов в посёлке Ямм, где успешно освоил новую технику и работал на полях района до самой Великой Отечественной.
Пройдя войну от начала до конца, вернулся в родной район к любимой работе.
В 1948 году в хозяйство начали поступать новые трактора из послевоенной серии завода ВАРЗ.
В 1954 году один из них достался Якову Семёновичу.
До 1968 года Фотькин работал на этой машине, ремонтируя её, ухаживая за ней.
А затем и тракторист и его трактор вышли на пенсию.
Тракторист по возрасту, а трактор по износу.
Однако Яков Фотькин не дал списать любимую машину в металлолом, а договорился с руководством своего совхоза "Красный пограничник" и забрал её с собой на заслуженный отдых.
Ещё 13 лет он использовал старый трактор в личном приусадебном хозяйстве.
Однако, силы и здоровье человека не бесконечны и к 73 годам Яков Семёнович решил окончательно отойти от дел и, сделав последний круг по городу передал свой СХТЗ-15/30 в дар Гдову.
Трактор установили у Профессионально-технического училища на улице Молохова.
Там памятник простоял более тридцати лет, пережив распад СССР, разложение системы профтехобразования, запустение, вандалов и нашествие коллекционеров, пытавшихся кто стащить, а кто выкупить машину у гдовских властей.
В 2012 году вопрос был поднят на заседании местной думы, которая рассмотрела предложение Гдовского музея истории края и приняла решение перенести памятник с заброшенной окраины к зданию музея в самом центре города.
Где мы его и увидели в начале августа 2021 года.