Доброго дня. Подходит к конце мой сказ о главных произведениях известного американского писателя жанра ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта, маэстро хтонического простатита и хронического ужаса, или наоборот, не суть.
"Сны в ведьмином доме", 1932
Один студент целенаправленно селится в доме с дурной репутацией, где раньше жила местная ведьма, и не происходит ничего хорошего, удивительно. Он видит сны с этой ведьмой и её ручным обезьяно-крысо-мутантом, и НЕ сходит с ума, если только чуть-чуть, что вот действительно необычно, а к финалу безуспешно пытается спасти похищенного ведьмой и как-то перетащенного ею в сон ребёнка, после чего его самого находят в постели жестоко умертвлённым.
Быть может, звучит и жутковато, но на деле ничего особенного. Какой-то жути тут мало, загадки никакой нет, а одним только мистицизмом происходящего сыт не будешь, особенно когда подобного добра уж наелся досыта, как в моём случае. Ну и покороче рассказ мог бы быть, пожалуй, суть и так довольно быстро становится ясна.
"Ужас в музее", 1932
Протагонист спорит со сторожем музея, что сумеет протянуть в нём ночь, хотя тот утверждает, что это не есть хорошая идея. Ну он приходит в музей ночью, через некоторое время на него нападает какой-то безумец в маске, под которой оказывается сторож, вынужденный принять свой провальный акт насилия и начинающий затирать рандомный бред про каких-то непонятных богов и всё такое, а на утро герой покидает музей, а что со сторожем там случилось уж не помню, вероятно, в отправили в дурку.
Лично меня история о том, как ночной сторож насмотрелся на всякие жуткие статую и прочие жуткие предметы искусства, и на почве этого поехал крышей, не впечатлила. Да, это я как читатель знаю, что на деле все эти сущности, упоминаемые сторожем, существуют, однако в рамках этого отдельного произведения это именно что история о поехавшем стороже. Причём не самая лаконичная и занятная.
"Врата Серебряного ключа", 1933
Рэндольф Картер снова с нами. После его фееричных приключений в "Сомнамбулическом поиске неведомого Кадата" у нас сказ о том, как он выбирался из мира этих своих грёз в мир реальный. Параллельно какие-то его родственники делят его наследство. Картеру удаётся покинуть чудный фэнтези-мир, однако выходит не с того выхода, так что попадает он в тело левого индуса, в образе которого и является родне и вроде как убеждает всех, что это он.
Рассказ довольно короткий, но даже так он чувствуется перегруженным, поскольку написан он жутко трудно, на уровне с "Поиском Кадата", только там оно было необычно и чаще всего интересно, а тут нет. Не то что мне не понравилось, это вообще да, не понравилось, но откровеннее будет сказать, что это оттого, что я просто не понял, что я прочёл, что это вообще было, зачем и про что.
"Тварь на пороге", 1933
Товарищ рассказчика женится на одногруппнице, промышляющей тёмными делишками, и закономерно оказывается, что у неё это уж не на любительском уровне. Бедолага сообщает, что жёнушка планирует выселить его, но не из квартиры, а из собственного тела, но герой, есесна, в такую фигню не верит. Ну и приходит к нему после отсутствия друг, а друг-то уж и не друг, а копия, нечто в его теле, так что герой застреливает нечто.
По названию я думал, что это будет рассказ про какую-нибудь осаду чудищем квартиры главного героя и про их противостояние или про пассивный ужас и неспособность оказать это самое сопротивление неведомому, но Лавкрафт оказался опять в своём репертуаре, написав хоть и неплохую, но типичную для себя историю, где важны только начало и конец, а середина забита кучей излишней информации. Печально, ну ладно.
"За гранью времён"/"Тень из безвременья", 1935
Протагонист, бывший профессором, в один день будто впадает к кому, транс, а когда очухивается, не может понять ничего понять и жить как прежде, из-жа чего его бросает жена с детьми. В дальнейшем оказывается, что его сознание на определённое время было захвачено некими инопланетянами с целью изучения человеческой расы. В последней трети он отправляется с соратниками в какую-то экспедицию, где под землёй обнаруживает сеть конструкций, где не находит ничего приятного и сваливает. В последних строчках он сообщает, что увидел инопришеленскую энциклопедию с информацией о людях, написанную, - внимание, сюжетный поворот, - своим собственным почерком.
Продолжается развитие темы изучения людей внеземными существами, начатая в "Шепчущем во тьме". Только вот "За гранью времён" в два раза больше по объёму, чем "Шепчущий", и хоть тема интересная, но слишком уж она слабо размазана по хронометражу, выражаясь киноманским языком, как тонкий кусок масла на слишком длинном куске хлеба. Ознакомиться можно, но не гарантирую, что будет супер интересно.
"Скиталец тьмы", 1935
Какой-то дядька селится неподалёку от заброшенной церкви, которую все сторонятся, и начинает разбирательство на эту тему. Он посещает эту постройку, находит там некий артефакт, с помощью которого вызывает нечто, что и становится чуть позже причиной его кончины одной дождливой грозовой ночью.
Сюжет запомнил только в очень общих чертах, потому что рассказ впечатления не произвёл. Вероятно, причина та же, что и в "Иных богах". Герой стал жертвой своего любопытства, сам навлёк на себя нежелательное внимание потусторонних сил. Незнание житейской мудрости "не буди лихо" не пошло на руку ни главному герою, ни расскажу в целом. Нет ощущения угрозы, нет напряжения, нет интриги. Увы, мимо.
На этом всё. Это были главные произведения Говарда Лавкрафта. Не все они были так уж хороши, далеко не все они были достаточно интересны. Но были среди них и очень даже добротные вещи,оправдывающие авторскую славу. И хоть не всегда я был доволен, не признавать влияние и талант писателя не стану. Тем более, что вот в отсутствии стиля Лавкрафта не обвинить, другое дело, что стиль этот на любителя, потому что порой автор бывает ну прям очень душным со своими томными и подробными описаниями всего.
В общих чертах, я скорее доволен, нежели нет, хотя бы потому, что ознакомился с творчеством именитого творца, получил опыт, экспириенс, а опыт есть опыт. Надеюсь, и вы разделяете эту мою удовлетворённость полученным опытом и знаниями.
Всех благ.