Данный урок начинается с обсуждения одного из самых известных чудес Иисуса — насыщения пяти тысяч, — а заканчивается изучением одной из самых важных Его бесед — проповеди о хлебе жизни. Первое было совершено на пике популярности Иисуса; второе спровоцировало один из самых печальных моментов в Его земном служении.
В этой статье мы сосредоточим внимание на двух словах. Первое слово — “испытание”. Перед тем как накормить множество людей, Он спросил Филиппа: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” (Ин. 6:5). Иоанн записывает, что Господь сказал это, “испытывая его” (Ин. 6:6). В последовавшем разговоре с апостолами Иисус устроил испытание также и им.
Второе слово — “вера”. В проповеди о хлебе жизни снова и снова повторяется в различных формах слово “верить” (Ин. 6:29, 35, 36, 40, 47).
Пришло время Христу начать испытывать Своих последователей, действительно ли они верят в Него. Слова “испытывать” и “верить” встречаются не в каждом из рассматриваемых в данном уроке эпизодов, но сутью их всех было испытание веры тех, кто претендовал на последование Господу.
ИСПЫТАНИЕ НА ТРАВЯНИСТОЙ РАВНИНЕ (Мф. 14:13-21; Мк. 6:33-44; Лк. 9:11-17; Ин. 6:2-14)
Однажды Иисус с апостолами решил отправиться на лодке к восточному берегу Галилейского моря (Мк. 6:30-32; см. Мф. 14:13; Ин. 6:1). Они направились в пустынное место вблизи селения Вифсаида-Юлиада (Лк. 9:10).
Когда они причалили к берегу, там уже собралась толпа народа — сотни людей, и новые прибывали и прибывали с каждой минутой. Христос милосердно “сжалился над ними”. Как обычно, Он стал учить их и исцелять их больных (Мф. 14:14; Мк. 6:34; Лк. 9:11).
Испытание веры: “Верите ли вы, что Я позабочусь о ваших нуждах?”
С приближением вечера толпа выросла до нескольких тысяч человек (Лк. 9:14). Испытание началось:
«Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Ин. 6:5, 6).
Филипп решил, что Иисус проверяет его способность проводить расчеты. Он ответил: “Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хоть немного” (Ин. 6:7).
Вскоре после этого и остальные апостолы подверглись этому же испытанию:
«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: “Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи”. Но Иисус сказал им: “Не нужно им идти, вы дайте им есть”» (Мф. 14:15, 16).
Апостолы восприняли повеление Иисуса “дать им есть” как проверку их умения отыскать возможные припасы. У них самих не было с собой ничего съестного, а опрос собравшихся выявил лишь одного мальчика, у которого нашлась какая-то еда (Мф. 14:17).
Учтите, что ученики были свидетелями многих чудес, совершенных Господом, включая укрощение бури и воскрешение мертвых. В данном случае они видели, как Он исцелял больных. Кроме того, незадолго до этого Иисус наделил их силой творить чудеса (Мф. 10:1). И, тем не менее, они никак не могли уразуметь, что если Иисус мог сотворить одно чудо, то Ему были под силу и любые другие чудеса — в том числе и насыщение пяти тысяч человек, не считая женщин и детей, несколькими лепешками и рыбками.
Взяв в руки те жалкие крохи, которые удалось раздобыть, Иисус предложил людям расположиться на траве (Мф. 14:19), чтобы поесть, хотя в наличии было лишь пять небольших хлебцев и две маленькие рыбки. Таким образом, испытанию подверглись еще и все присутствовавшие. У учеников и собравшихся людей, по крайней мере, хватило веры исполнить повеление Христа.
Результат испытания: насыщение — и непонимание
Когда мы проходим испытание, нам обычно интересно узнать его результаты. В данном случае вера присутствовавших людей была вознаграждена: еда для одного мальчика утолила голод нескольких тысяч голодных человек:
«И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14:20, 21; см. также Мк. 6:41-44; Лк. 9:16; Ин. 6:12).
Люди были в восторге, но они не поняли, что и сама еда была для них дополнительным испытанием — проверкой того, как они воспринимали Иисуса и Его миссию. Они взволнованно говорили друг другу: “Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир” (Ин. 6:14). Это был Тот, кого они ждали! Вскоре люди стали помышлять о том, чтобы “прийти, взять Его и сделать царем” (Ин. 6:15).
“Сделать Его царем”? Он был рожден Царем (Мф. 2:2). Но люди хотели реализовать популярный иудейский образ земного царя, который бы привел их к победе над врагами. Последнее чудо Иисуса разожгло их воображение: Он мог бы не только командовать армией, но и ежедневно обеспечивать войска продовольствием! Они не понимали, что, принимая Его как земного царя, они отвергали Его как своего Царя духовного.
Зная об этих намерениях, Христос не позволил им осуществиться, отослав Своих учеников и распустив толпу. Затем, опечаленный, Он взошел на ближайшую гору, чтобы побыть одному и помолиться (Мф. 14:22, 23; Мк. 6:45, 46; Ин. 6:15-17).
ИСПЫТАНИЕ НА БУШУЮЩЕМ МОРЕ (Мф. 14:22-33; Мк. 6:45-52; Ин. 6:15-21)
Когда Иисус велел апостолам сесть в лодку и отправиться в Капернаум, они, очевидно, решили, что Он присоединится к ним, когда распустит народ (см. Ин. 6:17). Они, возможно, задержались недалеко от берега; может, они отплыли на некоторое расстояние и там стали ждать. Но Господь не пришел, и они, в конце концов, поплыли дальше.
Испытание веры: “Верите ли вы, что Я сохраню вас?”
Примерно на середине моря на них внезапно обрушилась частая в тех краях буря. Иоанн записал, что “дул сильный ветер, и море волновалось” (Ин. 6:18). Матфей добавил, что лодку “било волнами” (Мф. 14:24). Дул встречный западный ветер (Мф. 14:24; Мк. 6:48), поэтому они убрали паруса и сели на весла. Они гребли не один час, но так и не продвинулись вперед среди бушующего моря. Можно представить себе их усталость и отчаяние. Их вера еще раз подверглась испытанию. Иисус однажды спас их, усмирив бурю, но в этот раз Его с ними не было. Он находился далеко от них.
Хотя Иисуса отделяло от учеников большое расстояние, Он знал об их бедствии. Марк записывает:
«Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был встречный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю...» (Мк. 6:47, 48).
Хождение по воде является одним из самых известных чудес Иисуса. Рисуя в своем воображении эту картину, не представляйте Его себе ступающим по спокойной гладкой поверхности, как обычно это изображают. Представьте, как Он то появляется на гребне волны, то исчезает, продвигаясь по бушующему морю.
Когда Христос приблизился к лодке, ученики заметили Его, — возможно, при вспышке молнии, — и это Его неожиданное появление напугало их больше, чем буря. “И ученики, увидев Его идущим по морю, встревожились и говорили: «Это призрак», и от страха вскричали” (Мф. 14:26; Мк. 6:49, 50). Иисус успокоил их, воскликнув: “Ободритесь: это Я, не бойтесь” (Мф. 14:27; см. Мк. 6:50; Ин. 6:20).
Затем в Мф. 14 рассказывается удивительная история о хождении по воде Петра. Он крикнул Христу: “Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде” (ст. 28). “Он же сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу” (ст. 29). Я часто слышал пояснения о том, что апостол оставался на поверхности до тех пор, пока не сводил глаз с Иисуса, но когда он посмотрел на бурлящую воду, то “испугался” и начал тонуть (ст. 30). Он закричал: “Господи! Спаси меня!” (ст. 30). “Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты усомнился?»” (ст. 31). Как и у некоторых из нас, у Петра было достаточно веры, чтобы начать идти, но не достаточно, чтобы дойти до конца.
Результат испытания: штиль — и смятение
Ученики помогли Иисусу и Петру войти в лодку (см. Ин. 6:21; Мф. 14:32). Тотчас “ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились” (Мк. 6:51). После этого “бывшие... в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий»” (Мф. 14:33).
Кажется, что все закончилось благополучно, но в рассказе Марка отмечено, что апостолы не прошли очень важное испытание. Марк записывает, что “они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами” (Мк. 6:51, 52). Помимо выражения заботы, каждое чудо Христа имело также теологический подтекст. Как “чудо с хлебами” должно было “вразумить” учеников? Им следовало бы понять, что если Он смог накормить их на равнине, то Ему было под силу оградить их от опасности на море.
Согласно Марку, все дело было в том, что “сердце их было окаменено” (Мк. 6:52). Они в какой-то степени понимали и правильно оценивали Иисуса и в какой-то степени верили в Него, но не могли полностью, душой и телом, отдаться Ему. Не они первые и не они последние.
ИСПЫТАНИЕ В ПЕРЕПОЛНЕННОЙ СИНАГОГЕ (Мф. 14:34-36; Мк. 6:52-56; Ин. 6:21-71)
В ту бурную ночь случилось еще одно чудо. Иоанн пишет, что, как только Иисус и Петр вошли в лодку, она “тотчас пристала к берегу, куда плыли” (Ин. 6:21). Они оказались на побережье плодородной Геннисаретской долины, расположенной к югу от Капернаума (Мф. 14:34; Мк. 6:53). Иисус направился на север, в Капернаум, исцеляя по пути больных (Мф. 14:35, 36; Мк. 6:54-56).
Тем временем толпа на восточном берегу обнаружила, что Иисуса с ними нет (Ин. 6:22, 24). Когда прибыли лодки с западного берега, они сели в них и направились в Капернаум, рассчитывая найти там Иисуса (Ин. 6:23, 24).
Испытание веры: “Верите ли вы, что Я дам вам жизнь?”
Искавшие Христа нашли Его в синагоге, где Он учил (Ин. 6:59). Удивленные, что Ему удалось уйти от них незамеченным (Ин. 6:22), они спросили: “Равви! Когда Ты сюда пришел?” (Ин. 6:25). Это был первый из очень многих вопросов, заданных Господу в тот день. Спрашивавшие думали, что испытывали Его; на самом же деле это они подвергались испытанию. Пришло время показать им, была у них вера или нет. На самом деле имел место ряд проверок, начиная с собравшегося народа и заканчивая апостолами. Иисус хотел, чтобы каждый из присутствовавших спросил себя: “Что привлекает меня в этом Человеке? Почему я следую за Ним? Кем я Его считаю?”
(1) Испытание людей. Иисус, вместо ответа на вопрос о Его прибытии в Капернаум, заговорил о хлебе жизни. Он упрекнул людей за то, что они следовали за Ним только из желания снова насытиться:
«...Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин. 6:26, 27).
Христос хотел, чтобы собравшиеся задумались над своими побуждениями и целями, но они услышали лишь то, что если они будут стараться, то обретут нетленную пищу. Они спросили: “Что нам делать, чтобы творить дела Божии?” (Ин. 6:28). Это дало Иисусу возможность перейти к теме Своей проповеди: “Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал” (Ин. 6:29).
Людям не понравился оборот, который принимала дискуссия. Подстрекаемые фарисеями (см. Мф. 12:38), они потребовали знамения: “Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?” (Ин. 6:30). Накануне Христос дал им знамения исцелений и чудесного насыщения, но им было мало. Если сердце очерствело, то тут не поможет никакое знамение.
В действительности они пришли затем, чтобы еще раз бесплатно поесть. В конце концов, они же объявили Иисуса Пророком, подобным Моисею, а Моисей в пустыне давал их отцам хлеб, и было это не один раз, а каждый день (Ин. 6:31; см. Исх. 16)! Иисус отвечал, что это Бог, а не Моисей, давал хлеб (Ин. 6:32). Более того, сейчас Бог может дать им “истинный хлеб с небес”, который “дает жизнь миру” (Ин. 6:32, 33).
Хлеб, который “дает жизнь”, — это как раз то, что им нужно! Они воскликнули: “Господи! Подавай нам всегда такой хлеб” (Ин. 6:34). Снова ответ Иисуса оказался для них неожиданным и неприятным. Из Его уст прозвучало пугающее утверждение: “Я есмь хлеб жизни” (Ин. 6:35). Это первое из семи утверждений в Евангелии от Иоанна, когда Иисус, заявляя о Себе, говорит “Я есмь”. (См. также стихи 48 и 51. Другие утверждения, где говорится “Я есмь”, содержатся в 8:12, 58; 10:11; 11:25; 14:6; 15:1). В каждом из них заключен свой особый смысл, но каждое, помимо прочего, являлось утверждением Его божественности; ибо только Бог во все времена и эпохи может истинно сказать “Я есмь” (другими словами, “Я есмь Сущий”; см. Исх. 3:13-15).
Иисус продолжил Свое удивительное утверждение: “Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (Ин. 6:35). Опять это неотступно повторяющееся слово, “веровать”! Затем Он с грустью добавил: “Вы... видели Меня, и не веруете” (Ин. 6:36). Дж. Макгарви писал:
«Бесспорным подтверждением божественности Иисуса являлась сама Его личность, но иудеи... даже не принимали это во внимание и всё требовали знамения... Каким знамением убедишь того, кто, видя солнечный свет, ощущая солнечное тепло и зная его животворящую силу, не верит в существование солнца?»
(2) Испытание “иудеев”. “Иудеи” начали роптать, потому что “Он сказал: «Я хлеб, сшедший с небес»” (Ин. 6:41). Иоанн часто употребляет слово “иудеи” по отношению к иудейским религиозным вождям (1:19; 5:10, 16, 18), и здесь, по-видимому, он также подразумевает их.
Несмотря на ропот иудеев, Иисус не отступился от Своего утверждения. Напротив, Он высказался еще решительнее:
«Я хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что едящий его не умрет. Я хлеб живой, сошедший с небес; едящий хлеб этот будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:48-51).
Иисус должен был стать плотью (Ин. 1:14), чтобы принести нам духовную жизнь (Ин. 10:10). Через несколько месяцев Он добровольно “отдаст” Свою плоть на крест в жертву “за жизнь мира”. Косным иудеям не дано было постичь эти возвышенные понятия. Вместо того, чтобы смиренно попросить Иисуса растолковать, они “стали спорить... говоря: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?»” (Ин. 6:52). Ответ Иисуса вызвал еще большее удивление и недоумение: “Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни” (Ин. 6:53).
Иудеям было знакомо понятие “есть хлеб” в религиозном смысле. Как отмечает Дэвид Смит, “для иудейского уха подобные слова звучали менее странно, чем для современного человека, поскольку в Писаниях, равно как и в раввинистической литературе, хлебом называются наставления, а воспринимающие их едят его”. Но все равно мысль о том, чтобы есть плоть и пить кровь, им должна была показаться отталкивающей. Закон запрещал принимать в пищу кровь (Лев. 17:10-14).
Иисус, конечно, не призывал к каннибализму, буквально подразумевая Свою плоть и кровь; Он, скорее, имел в виду признание Его Мессией “во плоти”. Это один из тех отрывков, которыми католики и православные оправдывают свою службу, во время которой, как они утверждают, хлеб и вино превращаются (пресуществляются) в буквальные плоть и кровь Христа. Устанавливая вечерю Господню, Христос, однако, ясно указал, что ее следовало проводить в Его воспоминание (Лк. 22:19; 1 Кор. 11:24, 25). В сущности, Он уже говорил всем сомневающимся, что значит “есть Его плоть”, но они не слушали Его:
«...вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).
«...Я хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).
«...Вы и видели Меня, и не веруете» (Ин. 6:36).
«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную...» (Ин. 6:40).
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47).
Подумайте над этим: Иисус сказал: “верующий в Меня имеет жизнь вечную” (Ин. 6:47; см. также ст. 40). Чуть позже Он произнес: “Едящий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную” (Ин. 6:54). Если не существует другого пути к жизни (а есть только один путь; Ин. 14:6), тогда “есть Его плоть и пить Его кровь” равносильно “вере в Него”.
Уверовать — значит узнать о Нем и принять то, что мы узнали. Христос говорил: “У пророков написано: «И будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне” (Ин. 6:45; см. Ис. 54:13; Иер. 31:33, 34). Он также сказал: “Слова, которые говорю Я вам, — дух и жизнь” (Ин. 6:63).
Как мы усваиваем пищу, когда едим, так мы впитываем в себя Иисуса, когда узнаем о Нем, принимаем Его, веруем в Него и покоряемся Ему. Как поглощаемая нами пища становится частью нашего тела, так мысли и природа Христа должны стать частью нашей души. Джонни Рамси пишет: “Он учит нас: «Проникнитесь Моим духом, перенимайте Мои взгляды, следуйте за Мной; совершенствуйтесь на небесных путях»”. Мы должны “соделаться причастниками Божьего естества” (2 Пет. 1:4), позволить Христу “изобразиться в нас” (Гал. 4:19), чтобы потом, как Павел, сказать: “...не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2:20).
Когда Иисус в Ин. 6 предлагал есть Его плоть и пить Его кровь, Он не имел в виду вечерю Господню. Это естественно, что слова Христа в ст. 53-56 напоминают о вечере всем, кто знаком с ее символизмом. Тем не менее, из контекста ясно видно, что Христос говорил не о христианском причастии, а о том, что иудеи должны были признать в Нем Мессию. Вера или неверие — вот главная мысль проповеди о хлебе жизни.
(3) Испытание учеников. Напряжение росло: “Многие из учеников Его, слыша то [слова Иисуса о том, что Он — хлеб жизни], говорили: «Какие странные слова! Кто может это слушать?»” (Ин. 6:60). Учтите, что на этот раз роптавшие (Ин. 6:61) не были из числа Его врагов или той ограниченной, интересовавшейся лишь хлебом толпы. Это были Его ученики, и некоторые из них уже долгое время следовали за Ним.
Почему учение Иисуса смутило Его последователей? Оно противоречило их представлению о Мессии как о воинственном политике. Иисус опечаленно спросил их: “Это ли соблазняет вас? Что, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?” (Ин. 6:61, 62). Другими словами: “Если вам трудно признать Меня Мессией из-за того, что Я на первое место ставлю духовное, а не материальное, то что вы будете думать, когда Я покину эту землю, не установив того царства, которое вы хотели?” Вознесение Иисуса на самом деле привело к тому, что царство/церковь было основано — в первую Пятидесятницу после Его смерти, погребения и воскресения, — но Его последователи ожидали другого царства.
Иисус еще раз подчеркнул, что духовное куда важнее плотского (Ин. 6:63); но Он снова сделал вывод: “...есть из вас некоторые неверующие” (Ин. 6:64). В самом начале статьи я отметил, что данная проповедь Христа спровоцировала один из самых печальных моментов в Его служении. Вот что это было: “С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним” (Ин. 6:66). (Начиная с этого места, в повествовании Иоанна слово “ученик” употребляется только в значении “истинный ученик”).
Испытание веры, устроенное Иисусом, вызвало ропот, споры среди Его последователей, которые в конечном счете покинули и отвергли Его. Большинство Его учеников не прошло испытание.
(4) Испытание апостолов. Оставалось самое главное испытание. Христос повернулся к Двенадцати и спросил: “Не хотите ли и вы отойти?” (Ин. 6:67). Несомненно, в Его словах слышится печаль и даже тревога.
Ответ Петра, видимо, приободрил Его. От имени всех апостолов он сказал: “Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни; и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого” (Ин. 6:68, 69). Ключевая фраза здесь, учитывая контекст, — “мы уверовали”. Была ли их вера совершенной? В полной ли мере они осознавали, кем был Христос? Имели ли они четкое представление об истинной природе царства? Нет, нет и нет. И тем не менее, они были убеждены, что Иисус — Мессия, и были преданы Ему. Их вера росла. Они прошли испытание!
Скажу несколько иначе: большинство из них прошло испытание. Петр, сам не зная об этом, говорил только за одиннадцать апостолов. Читая Библию, мы видим, что именно события, связанные с проповедью о хлебе жизни, побудили Иуду, в конце концов, отвергнуть Иисуса (Ин. 6:64, 70, 71). В то время Иуда не отошел от Иисуса, как сделали многие другие, но в душе он уже не следовал за Господом. Должно быть, его душу наполнило разочарование, когда Иисус отказался о земного трона и всякой связанной с этим выгоды (Ин. 6:15). Иуду интересовали деньги (Ин. 12:6). Когда слова Иисуса оттолкнули от Него людей, его, должно быть, обуяло неверие: так империи не построишь! В целом, Двенадцать выдержали проверку, но Иуда потерпел полную неудачу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Апостолам предстояли и другие испытания (см. Мф. 16:13), но ни одно из них не оказало такого сильного влияния на тех, кто называл себя последователями Иисуса. Осознаем мы это или нет, но мы с вами подвергаемся той же проверке:
1. Верю ли я, что Он позаботится о моих нуждах, или я начинаю раздражаться и беспокоиться, когда сталкиваюсь с трудностями?
2. Верю ли я, что Он сохранит меня, или меня охватывает страх, когда в моей жизни происходят неприятности?
3. Верю ли я, что Он даст мне жизнь? Если да, то я отдам свою жизнь Ему.
Помните: только тот, у кого есть вера, настоящая вера, проходит испытание.