Рынок франшиз широк и разнообразен, разобраться в нем — особенно, не имея опыта — сложно. Более того, покупка франшизы «наугад» может обернуться большими финансовыми потерями. Buybrand.ru уже писал о том, как правильно выбирать франшизу. Теперь давайте разберемся, в каких случаях и как вам поможет профессиональный консультант.
Случай № 1. Вам нужно правильно выбрать сегмент
Одной из самых распространенных и самых критичных ошибок начинающих фрачанчайзи становится выбор сектора, который им не подходит. Вы можете думать, что, например, кофейни нынче в моде. Или вам приглянусь концепция магазинов одежды. Но на самом деле ни в ресторанном бизнесе, ни в ретейле вам работать просто не нравится. Это крайне важно при выборе франшизы. Консультант поможет определиться со сферой, ведь правильный выбор сегмента — половина успеха бизнеса.
Случай № 2. Вам нужно рассчитать финансы
Многие франчайзи, выбрав франшизу и пообщавшись с франчайзерами, все равно не понимают, сколько реально средств им потребуется для запуска предприятия. Даже если франчайзер озвучил вам финальную сумму, не факт, что в нее входят окончательные расходы на аренду и ремонт помещения, оборудование, найм и обучение персонала и проч.
Консультант поможет вам рассчитать финальную сумму и понять, достаточно ли средств, которыми вы реально располагаете, на запуск по конкретной франшизе. (Заметьте, речь идет не о заемных средствах, а о тех, что есть у вас на счету. Это важно, указывает гендиректор EMTG, организатор выставок Buybrand Екатерина Сойак).
Случай № 3. Вы не хотите нарваться на мошенников
В мире франчайзинга много фейков, франшиз пустышек (что это такое, читайте в нашем материале), и отличить мошенников от добросовестных франчайзеров очень сложно. А цена ошибки — сотни тысяч, а порой и миллионы рублей. Основные способы обмануть начинающего франчайзи: продать ему несуществующую франшизу, выдать за франшизу непроверенный бизнес без франчайзингового пакета и зарегистрированного товарного знака, прописать в договоре невыгодные для франчайзи условия работы.
Профессиональный консультант сразу увидит признаки обмана и объяснит, почему с этим франчайзером (или псевдо-франчайзером) не надо иметь дела.
Случай № 4. Вы не поняли, что написано в договоре
В юридических тонкостях франчайзинга не так просто разобраться. А надо! Прежде чем купить франшизу, необходимо внимательно прочесть договор, а главное — понять его содержимое. Консультант не только сделает это за вас, но и объяснит, чем вам грозят те или иные условия соглашения, как отразятся на бизнесе их невыполнение и можно ли найти партнера с более выгодными условиями.
Он также укажет, на какие пункты надо обратить особенное внимание. Иногда самая короткая фраза в договоре может обернуться для франчайзи самыми большими потерями.
Случай № 5. Вы идете на переговоры
Переговоры с франчайзером — важнейший этап в выборе франшизы. Именно в личной беседе вы сможете прояснить ключевые параметры франшизы и понять, что представляет из себя её владелец.
Консультант поможет вам не просто подобрать слова, но и подскажет, какие вопросы надо задать для того, чтобы у вас сложилась полная картина состояния бизнеса, в который вы хотите войти. Уклончивые и пространные ответы должны навести вас на мысль о том, что эта компания, возможно, вам не подойдет, а её реальные показатели не соответствуют заявленным. Так ли это, опять же, можно спросить у консультанта, который может участвовать в переговорах и оценить ответы франчайзера.