Найти тему
Любаслава

Куда скачет конь на крыше русской избы

Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии - знак устремления. Но только русский мужик догадался посадить его на крышу, уподобляя свой дом под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать подобного не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. <Я еду к тебе, в твои лона и пастбища>, - говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.

С. А. Есенин, 1918, Ключи Марии

Наша отчизна велика, её обширная территория обусловила разнообразие природы, традиций, одежды, архитектуры. Так, деревянные строения на одном конце державы, могут значительно отличаться от строений на другом ее конце, как узорами и украсами, так и внешней отделкой. Но одна деталь при этом смогла объединить большинство жилых построек славян.

Если на уровне обывателя познакомится с азами традиционного деревянного зодчества, то мы узнаем, что главенствующая деталь любого жилища - охлупень. Так называют бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Его также именуют: "голова" дома, "князь" ("кнес"), "князек". Именно в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты древнего зодчества. У славян, по большей части, охлупень имел декоративное скульптурное завершение в виде головы коня.

Лошади - священные животные для наших Предков. Образ коня связан со светлыми Богами. Считалось, что он хранит человека от сил зла, поэтому был тесно связан с укладом жизни людей и играл особую роль во время проведения сезонных праздников, на свадьбах, и даже в погребальном обряде.

Несомненно, это образ коней, запряженных в колесницу, которая несёт Ярило - Солнце по небосводу. Днем Солнце освещает и согревает мир живых, а ночью проплывает над миром мёртвых. Со временем Бог забылся, или этих богов стало много, но огненные кони и божественная колесница, как образ доброй жизненной силы, остались в генетической памяти народа.

-3

С тех времен до нас и дошло устойчивое выражение <конёк крыши>, хоть коней в оригинальном исполнении на крышах давно нет. Но теперь мы ведаем, что в старину на крыше деревянной избы были резные коньки, которые служили не только  украшением, но и  оберегом, имели сакральное значение для проживающих под крышей людей.

-4

Рассматриваемый элемент в русских деревнях издревле был предметом особой гордости хозяина дома и стимулом к творческому соревнований. Конёк не обязательно должен быть в одиночном исполнении, например на крышах  домов русского севера встречались двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу. А изобретательные мастера  к задней части конька прикрепляли еще и хвост из молчала. И тогда жилище всё более уподоблялась коню:   дом представлялся <телом>, четыре угла -  <ногами>, а скаты крыши - <крыльями> божественного коня.

Любопытно, что схожее отношение к крышам домов, как и декорированию их фигурами животных, было  распространено и среди европейских народов. Ближайшие аналоги традиции водружать на крышу изображение конской головы, находятся на территории современной Северной Германии. Причём в России и Германии рассматриваемые проявления абсолютно идентичны.

Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество Любаслава Вконтакте