Найти тему
1520. Все о путешествиях

Проехал в первом рейсе «тайной» двухэтажки для РЖД. Это вагон мечты, но есть три недочета (36 ФОТО)

Оглавление

С каждой новой модификацией российские вагоны в поездах дальнего следования становятся все лучше. Но недочеты остаются. Некоторые – весьма существенны. Сегодня – о поездке в двухэтажном вагоне нового модельного ряда.

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Тверской вагоностроительный завод начал выпускать в этом году новые двухэтажные вагоны, и в ФПК их уже начали покупать. Пока нельзя точно сказать, на каких маршрутах будут использовать эти вагоны, но известно, что их купят в количестве около 400 штук. Производитель почему-то скрывал эти вагоны и удалял из Сети их фото, хотя стыдиться, на мой взгляд, совсем нечего. Вагоны получились хорошие, но не без недостатков.

Стало ли лучше на втором этаже

Я уже публиковал фото вагонов, предоставленные фотографом Алексеем Улановым. В июле из них сформировали туристический поезд «Байкальская сказка», и они съездили из Москвы на Кругобайкальскую железную дорогу. А в августе новые двухэтажки пустили в составе туристического поезда в Карелию (по маршруту Москва – Петрозаводск – Сортавала – Выборг – Москва). Я купил билет в первый рейс на участок Москва – Бологое и провел в вагоне около 3,5 часов.

Снаружи новые вагоны легко узнать, особенно если они стоят рядом со старыми. То, что габарит новых вагонов больше, заметно невооруженным взглядом.

Двухэтажные вагоны старого и нового габаритов на Ленинградском вокзале  в Москве
Двухэтажные вагоны старого и нового габаритов на Ленинградском вокзале в Москве

Вагон получил более округлую форму. На втором этаже убрали скос.

Двухэтажные вагоны старого и нового габаритов на Ленинградском вокзале  в Москве
Двухэтажные вагоны старого и нового габаритов на Ленинградском вокзале в Москве

Помогло ли это? Раньше на верхней полке второго этажа было совсем мало места – едва ли больше, чем на верхней полке плацкарта.

Двухэтажный вагон старого модельного ряда
Двухэтажный вагон старого модельного ряда

Теперь чисто визуально все выглядит пристойнее и скос стал более округлым.

Купе на втором этаже двухэтажного вагона
Купе на втором этаже двухэтажного вагона

Но полноценно посидеть все равно не получится. Даже мне с моим небольшим ростом не удалось разогнуть спину полностью, а голова «протирала» потолок.

Купе на втором этаже двухэтажного вагона
Купе на втором этаже двухэтажного вагона

Решение, на мой взгляд, половинчатое, и лично я продолжу избегать верхних полок второго этажа. В окно оттуда все еще особо не посмотришь, кстати. Однако за попытку спасибо.

Двухвагонный сцеп

По идее, поезда должны формироваться в виде двухвагонных сцепов. Однако первые составы пустили по туристическим маршрутам и в этой связи, видимо, решили отказаться от задуманной компоновки. Я прошел несколько вагонов и все они были одинаковые – с проводником и без торговых (вендинговых) автоматов. Однако в будущем предполагается, что в одном вагоне будут ехать проводники, а в другом – на их месте – разместят торговую зону.

Межвагонный переход в новых двухэтажных вагонах
Межвагонный переход в новых двухэтажных вагонах

Двери между вагонами легко открываются нажатием на кнопку. А тамбурные двери со стороны проводника и вовсе срабатывают автоматически по датчику движения. На фото такая дверь видна в открытом положении.

Фото: Алексей Уланов
Фото: Алексей Уланов

Холодный кипяток

Отсутствие титана в двухэтажных вагонах – не новость. Их не было и в прежней модификации вагонов. Однако там ставили кулеры, в которые заливали бутилированную воду.

В новых вагонах установлены пурифайеры. Судя по всему, воду они получают из вагонной системы и после фильтрации «выдают» пассажиру. Пурифайеры находятся на втором этаже со стороны противоположной от проводника. При этом горячая вода – совсем не кипяток. Зеленый чай еле заварился.

На втором этаже нового двухэтажного вагона
На втором этаже нового двухэтажного вагона

Общие пространства в вагоне тоже получили новый дизайн. Симпатично смотрятся лестницы с подсветкой.

Новый интерьер двухэтажного вагона модельного ряда «2020»
Новый интерьер двухэтажного вагона модельного ряда «2020»

Ящики для раздельного сбора мусора, как и прежде, расположены в конце вагона.

Раздельный сбор мусора в двухэтажных вагонах
Раздельный сбор мусора в двухэтажных вагонах

Оригинально решен вопрос обозначения занятости туалета. Если буквы WC – красные, как на фото, значит, в туалете кто-то есть.

-12

Если зеленые, то свободно.

-13

Где сенсорная кнопка?!

В двухэтажках, наконец, появился душ. Он расположен в одном из туалетов (за занавеской).

-14

Кроме того, в каждом туалете есть гигиенический душ, а еще в одном – пеленальный столик. Подача воды – бесконтактная. Подносите руки к крану над раковиной – вода льется. Но куда дели сенсорный слив?

Если кто не в курсе, то последние лет пять (а, может, и все десять) Тверской вагоностроительный завод делал в своих вагонах сенсорный слив воды. Это значит, что для спуска не нужно было касаться кнопки. Достаточно было поднести руку. Эти кнопки выглядят так.

-15

В новом суперсовременном вагоне, выпущенном в период пандемии, они отказались от этой затеи! И поставили кнопку, которую нужно нажать, то есть коснутся физически! Даже в очень старых вагонах эту функцию исполняли педали, которые не нужно было трогать руками. А тут – на тебе!

Кнопка смыва и гигиенический душ  в новых двухэтажных вагонах
Кнопка смыва и гигиенический душ в новых двухэтажных вагонах

Очень интересно, как устроена эволюция вагоностроительной мысли. Вроде, было хорошее решение, все работало, это решение тиражировалось от модели к модели, а потом – бац – и от него отказались.

Два слова про пневмотележки

Новые вагоны оборудованы пневмотележками. Они обеспечивают более тихий и бесшумный ход. Реально бесшумный! Когда поезд тронулся, мои соседи по купе даже не заметили этого. Плавность хода – как в «Сапсане», «Ласточке», «Стриже» или «Иволге», где применены такие же решения.

Если бы не качество сборки в самом купе, то можно было бы ехать фактически в идеальной тишине. Но сборка не идеальная. Как всегда, где-то что-то скрипит и дребезжит.

Регулятор температуры воздуха

В купе, наконец, появился регулятор температуры воздуха. По идее, теперь можно сделать потеплее или похолоднее. Ранее такие регуляторы в купейных вагонах, эксплуатирующихся в России, можно было встретить только в вагонах риц, которые Тверской завод делал совместно с Siemens, а также в вагонах поезда «Стриж» испанского производства.

Кнопки управления в купе. Фото: Алексей Уланов
Кнопки управления в купе. Фото: Алексей Уланов

В вагон я взял с собой портативный прибор для измерения параметров качества воздуха. Помимо температуры он показывает влажность, концентрацию загрязняющих веществ, а также CO2, то есть фактически позволяет оценить, насколько в поезде душно.

Соседи по купе благосклонно отнеслись к моему желанию поставить эксперимент. Первый час пути температура на регуляторе была выставлена на минимум.

Проведенные через час после отправления поезда замеры показали температуру +23,7 градуса, а концентрацию CO2 на уровне 519 ppm. Считается, что для транспорта все, что ниже 1000 ppm – норма, но в реальности, если значения превышают 700-800, то уже стоит проветрить. Меня также порадовала ненулевая влажность – она находилась на уровне 50,7%.

-18

Во второй час поездки мы выставили температуру на максимум. Проведенные через полчаса замеры показали, что температура выросла всего на 0,5 градуса, зато в купе стало больше свежего воздуха и газоанализатор стал показывать CO2 равное 386, что является почти минимально возможным для этого прибора значением (на улице он будет показывать 385).

-19

Потом мы решили, что регулятор температуры все же должен находится на самом низком значении. Еще два часа мы ехали так, и перед выходом из поезда в Бологом (а это примерно еще +2 часа пути) я вновь замерил температуру. Оказалось, что в купе незначительно потеплело (до +24,8), а показатель СО2 вошел в приграничную зону (711 ppm).

-20

Почему это произошло – большой вопрос. Говорят, в этих вагонах в первую очередь на климат влияют проводники. Но зачем тогда нужен регулятор? Почему инженерам так сложно сделать покупейную регулировку и оставить при этом принудительную приточную вентиляцию, не отключаемую проводником, – большой вопрос. Ну, разобрали бы риц или вагон «Стрижа», посмотрели, как там, и скопировали бы! Кстати, почти во всех купе новой двухэтажки есть форточки, но они закрыты на ключ.

Про духоту в поездах и измерение этого показателя

Щелей для вентиляции внизу купейной двери теперь нет. Но и когда были, то они не особо помогали. Кроме того, немного изменился воздуховод для нижнего пассажира. Раньше он размещался под столиком.

Воздуховод в двухэтажных вагонах прошлой модификации
Воздуховод в двухэтажных вагонах прошлой модификации

Теперь он выведен к окну и решает не только проблему вентиляции, но и обдува стекла.

-22

Забыли открывашку

Есть такая шутка – без открывашки новый вагон не поедет. Но в новых двухэтажках открывашек для бутылок под столиками нет. Покусились на традицию!

Возможно, они и правда не нужны, но к ним было так удобно привязывать мешки для мусора. В старых двухэтажках они еще были!

-23

Под столом видны четыре розетки. Две из них имеют еще и по паре usb-зарядок.

-24

Кроме того, на столиках сделаны площадки для бесконтактной зарядки телефонов. У одного из моих попутчиков такая опция поддерживалась, и он подтвердил, что все работает.

-25

Наконец-то, впервые в современной истории производители вагонов сделали полноценную розетку для пассажиров верхних полок. Раньше там размещали только usb-разъемы, объясняя это опасностью: вдруг кто-то начнет сверху кипятить воду и выльет ее на голову нижним пассажирам. Теперь эта опасность, видимо, миновала! У верхнего пассажира есть полноценная розетка и два usb-разъема.

Двери в купе открываются и закрываются с помощью карточек.

-26

Мне понравилось, что обивка сидений – кожаная, как раньше в купе «Аммендорфа». Сразу чувствуется другой уровень вагона. Некая премиальность.

Хотя диваны стали «трансформерами», то есть постель прячется в спинку. Из-за этого изменилась глубина посадки и сидеть стало менее комфортно.

Было:

-27

Стало:

-28

В эту двухэтажку перекочевало много решений из уже упомянутых рицев. Среди них – и столик, который можно опустить, разделив полку нижнего пассажира на две части.

-29

В этом столике сделали даже специальные углубления, чтобы не ездили чашки. Однако главная ж/д посуда – подстаканники – туда не помещаются по диаметру.

-30

В РИЦах, кстати, отверстия были по размеру!

-31

Интересно, что углублениями на столах такой проблемы нет. Туда подстаканник влезает идеально!

-32

Еще мне понравилось, что откидной поручень для верхнего пассажира теперь сделан почти по всей длине полки.

-33

Впервые в двухэтажном вагоне появились сейфы. Производитель учел прошлый опыт и не стал ставить сейфы верхнего пассажира вниз, а разместил их, наконец, там, где надо, – в изголовьях каждого из пассажиров. Сейфы стали компактнее и теперь занимают гораздо меньше места, чем в прошлых одноэтажных вагонах. Правда, наверху все равно мало места для личных вещей пассажира. По большому счету, только то, что вы видите на фото.

-34

Вторая секция не открывается. Там расположен механизм для фиксации верхней полки в поднятом положении, чтобы купейный вагон можно было превратить в СВ. В третьей секции – длинная перекладина. Туда можно только что-то повесить, но не положить.

Фото: Алексей Уланов
Фото: Алексей Уланов

Крючки для верхней одежды – удобные! Пространства, чтобы свесить тяжелую зимнюю одежду за верхнюю полку, – достаточно.

-36

9 из 10

Попутчики меня спросили, чего не хватает этому вагону, чтобы стать идеальным. Я им ответил, что двухэтажный вагон, на мой взгляд, в принципе не может быть идеальным, хотя бы потому, что в нем мало места для багажа и ручной клади и пассажир верхней полки оказывается обделен таким пространством.

В то же время, получившийся вагон – достойный образец отечественного вагоностроения. Я с удовольствием поехал бы в таком на дальнее расстояние, но для путешествия все равно выбрал бы нижнюю полку.

Указанные недочеты, а также сомнения по поводу систем вентиляции и регулировки температуры воздуха не позволяют мне оценить вагон на 10 из 10, но твердую «девятку» я ему поставил бы.

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.