Август в этом году выдался замечательный - дождливый, пасмурный и тёплый. В такую погоду приятно ехать с открытыми окнами по живописным предгорным станицам и хуторам Северского района.
Свернув с трассы "Краснодар-Новороссийск", я еду через посёлок городского типа Ильский в станицу Дербентскую.
Когда-то, в 4-х километрах от старинной станицы Дербентской, возвышалась гора Медвежья. Говорят название она получила из-за сходства своих очертаний с лежащим медведем. Этот знаковый природный объект попал даже на герб Ильского городского поселения, в состав которого входит Дербентская.
Сейчас от "Медведя" не осталось и следа. В 80-х годах на его вершине начал работать карьер по добыче известняка, гравия, песка и других ископаемых. На месте вершины образовалась впадина глубиной более 150 метров, заполненная водой.
За последние годы карьер расширил территорию разработки недр, зашёл на хребет Ильская Стрелка и приблизился вплотную к станице.
Изрытые склоны нависают над северо-западной окраиной Дербентской. Работы ведутся на расстоянии менее ста метров от крайних домов, неподалёку от улиц, где расположены станичные школа и детский сад.
Если бы не предприятие со своими взрывами, пылью и бесконечной вереницей "Тонаров", станица могла бы развиваться как необычайно живописный туристический объект, окружённый природными достопримечательностями.
Горы, покрытые густым лесом, полны грибными местами, красивыми водопадами, тропами, ведущими на хребет Дерби. Где-то здесь, на берегу реки Иль была обнаружено поселение древних людей.
А пока в Дербентской худо-бедно работает единственная база отдыха "Дербенка". Потока туристов сюда нет.
Дороги станицы все гравийные. Исключение составляют лишь те, что ведут к детскому саду и школе. А на центральной улице Димитрова асфальт заканчивается около остановки маршрутного транспорта.
Автобус №6 из Ильского сюда приходит два раза в день.
Примечательна улица Димитрова ещё и тем, что на ней сохранился фрагмент старинной мостовой, построенной казаками сто лет назад. Хотя я его сначала и не заметила пробираясь по ямковатой дороге, отсыпанной крупным щебнем вперемешку с булыжниками.
Чтобы попасть на центральную площадь станицы надо переехать через речку Иль. Для пешеходов и легковых машин через неё перекинут металлический хлипкий мостик. Для грузовых машин рядом присутствует брод. Я не рискнула проехать по мосту - вброд всё же надёжнее.
Центр станицы украшает таксофон, двор лесхоза, доска объявлений с рекламами услуг и товаров.
Поодаль, над зарослями, возвышается статуя солдата: скорбное лицо, венок в руках.
Напротив расположен магазин. У его входа, под навесом, стоят лавочки. Это единственное место где после работы проводят время станичники. Здесь они вечерами пьют пиво, обсуждают различные события. Развлекательных заведений или клуба в Дербентской нет.
У дороги местный житель организовал овощную лавку. Цены на овощи у него ниже чем в Краснодаре.
Больше торговых торговых точек я не увидела, хотя станица по протяжённости не маленькая.
Дальше по улице белеет будка фельдшерско-акушерского пункта. Он работает с понедельника по субботу включительно, с восьми утра до часу дня.
За ним наверно должен быть парк, но пока станичники довольствуются площадкой с навесом, качелями, мусорным контейнером и каркасом футбольных ворот.
Большинство домиков в Дербентской небольшие: старенькие и новые, отремонтированные и полностью реконструированные.
Местные жители, по мере своих сил, ухаживают за домовладениями и прилегающей территорией. А администрация поселения самоустранилась от благоустройства общественных пространств и станицу поглотил высокий бурьян, дикорастущие кустарники и заросли ежевики.
Во всём сквозит атмосфера заброшенности. Дополняют её недостроенные дорогие коттеджи. Почти все они стоят на продаже. Ценник у них космический - несколько миллионов.
Видимо хозяева этих домовладений посчитали, что в Дербенсткой можно комфортно жить - вокруг невероятно прекрасные пейзажи, тишина, свежий воздух, проведён магистральный газопровод (подземный), электричество. Затем разочаровались.
Водопровода в станице никогда не было. Все пользовались колодцами, которые наполнялись чистейшей водой из родников, текущих с хребта Ильская Стрелка. Из-за работы карьера они исчезли, а водопровод для населённого пункта никто не удосужился построить.
Казалось бы - крупное предприятие, где всегда нужны рабочие руки, должно было дать работу жителям Дербентской, превратить её в благоустроенное поселение для рабочих на свои колоссальные доходы. Но реалии таковы, что сейчас везде работают машины, заменяющие сотни рабочих рук, поэтому не все местные жители смогли трудоустроится в "Медвежьей горе" и вынуждены были уехать, в поисках заработка, в крупные станицы, города. Карьер своей активной работой лишь разрушил очарование тихого уголка, стоящего в тупике, не дав ничего взамен.
В прошлом большая станица, с населением свыше трёх тысяч человек, превратилась в малочисленное поселение, где постоянно проживает около трёхсот человек и ещё столько же наведываются в свои дома как дачники.