Малозаметный военврач, крещеный иудей, волей царя стал доктором №1 в Москве и зажил в каменных палатах с полусотней слуг. Потом было восстание стрельцов, пытки и варварская казнь. Царского доктора сгубила любовь к сахару и краб (!), найденный бунтарями у него в палатах.
Впрочем, расскажем биографию Стефана фон Гадена с самого начала. Она полна приключений.
Из Сатанова в Чертков
Нас не должно обманывать «фон» – Гаден, конечно, дворянином не был. Уроженец Бреславля принадлежал к семье евреев итальянского происхождения. Чтобы получить доступ к медицинскому образованию, в Силезии семья приняла лютеранство. В юности Гаден переехал во Львов, перешел там в католичество и отучился в иезуитском коллеже.
В 1648 году свежеиспеченный бакалавр медицины попал в армию… и тут же попал в плен при Желтых водах, когда поляков разгромили казаки Богдана Хмельницкого и крымские татары. Стефан фон Гаден оказался в рабстве на краю света – в Константинополе. Однако врач не растерялся и бежал на корабле, договорившись с еврейским купцом-корабельщиком.
В 1653 году Стефан обосновался в городке Сатанов (Подолия) и там женился, после чего молодожены из Сатанова переехали в Чертков (какая топонимика!). Однако…
Из Подолии в Москву
В 1655 году армия Русского царства вместе с казаками Богдана Хмельницкого овладевает крепостью Чертков, и наш герой во второй раз попадает в плен – к боярину Василию Бутурлину.
Вместе с супругою фон Гаден едет в Киев. Там судьба доктора складывается завидно, ведь в русском войске дефицит хороших лекарей. Сделать карьеру в Русском царстве, где врачей немного, проще, чем в Польше… Фон Гаден так будет вспоминать о своей жизни в Киеве:
«Излечил государевых ратных людей сто двадцать пять человек»
Несколько лет спустя фон Гадена перевели в Москву, в Аптекарский приказ – «минздрав» допетровских времен. Врачи, служившие в приказе, лечили царя и его двор, а во главе учреждения стоял боярин, пользующийся особенным доверием монарха.
Гаден возвысился не сразу. В 1659 году он стал лекарем, в 1667 – «поддоктором», а в 1672 году – «доктором» Хотя он в Польше выучился лишь на бакалавра и дипломом доктора медицины не обладал. Случай редчайший! Но согласно тексту царского указа, Гаден
«в дохтурском и во всяком лекарственном учении достаточно навычен и дохтурской чести достоин, и во всем человек потребный».
Чтобы получить такое назначение, требовалось переменить вероисповедание (в третий раз), что наш герой и сделал. Теперь он звался не Стефаном, а Даниилом «Фунгадановым». Впрочем, предполагают, что врач в тайне оставался иудеем.
В возвышении фон Гадена играло роль не только лекарское искусство, но и его высокий покровитель.
Первый российский западник
В 1671 году царь Алексей Михайлович во второй раз женился. Его избранницей стала Наталья Нарышкина, которая воспитывалась в палатах вельможи Артамона Матвеева. Вскоре Матвеев сделался боярином и вторым человеком в стране. Царь называл его «друг мой Сергеевич». Благодаря «Сергеевичу» в России появился первый театр, первая общедоступная аптека, первый светский салон.
В обставленные по-европейски палаты Матвеева (Армянский переулок) приходил в гости и фон Гаден. Боярин и «сосватал» царю искусного лекаря. В 1672 году родился маленький царевич, Матвеев стал главой Аптекарского приказа, а его протеже – главным лечащим врачом Алексея Михайловича и его семьи.
В каменных палатах
Конечно, царский доктор был осыпан милостями. Врач приобрел богатый двор с каменными палатами в Кривоколенном переулке. Кстати, палаты сохранились. Это дом №10 (так называемая «усадьба Голицыных»).
Главный дом (№10с1) относится к концу XVII века (но, конечно, менял облик в XVIII и XIX столетиях). Здание должен был построить либо сам фон Гаден, либо его вдова и сыновья. Что же касается правого флигеля (№10с2), то его стены уже точно помнят доктора: они на несколько десятков лет (если не на век) старше.
Из захваченной турками Подолии в Москву приехала мать Гадена и его родственники. Со временем усадьба стала центром небольшой еврейской общины...
Врач жил на широкую ногу, окруженный десятками слуг. Кстати, место для усадьбы было выбрано не случайно: в двух шагах (в Армянском переулке) жил основной покровитель.
В 1676 году царь Алексей Михайлович скончался, Артамон Матвеев отправился в ссылку, однако Гаден сохранил свое положение. Его ценили как врача. Он был одним из тех, кто пытался лечить юного Федора Алексеевича. Подросток-царь страдал «цингой» – на самом деле, вероятно, какой-то тяжелой болезнью, связанной с нарушением обмена веществ. В XVII столетии диагностировать эту болезнь (не говоря уже об успешном лечении) не могли, и в 1682 году Федор Алексеевич тихо угас.
Бессмысленный и беспощадный
Средний брат, царевич Иван Алексеевич, страдал той же таинственной болезнью, и предполагали, что он долго не протянет (на самом деле, проживет почти до 30 лет и даже оставит потомство), и большая часть бояр сделала ставку на младшего, более «перспективного» Петра Алексеевича. Десятилетнего Петра объявили царем.
Однако недовольные Милославские (родичи первой жены Алексея Михайловича, матери царевича Ивана) спровоцировали бунт стрельцов. В результате этого бунта, как известно, на Руси стало два царя: Иван и Петр, однако управлять страною начала царевна Софья.
Власть в городе пришла к разъяренным стрельцам. В числе других они изрубили на куски вернувшегося в Москву Артамона Матвеева. Это случилось на глазах десятилетнего Петра I, который на всю жизнь сохранил «пламенную любовь» к старому войску…
Лечить царей – опасное занятие. Чтоб оправдать свой бунт, мятежникам хотелось обвинить поверженных врагов в цареубийстве. И пополз слух: по наущению бояр, врач-де разрезал яблоко ножом, который был с одной стороны намазан ядом. Одну половину яблока Гаден (якобы) съел сам, другую же – отравленную – дал царю.
Да, именно фон Гадена решили сделать козлом отпущения. Сыграли роль его связи с Матвеевым и партией Петра I.
Смерть ради сахара
Первым делом герои-стрельцы взяли в заложники докторскую жену. Потом они поймали и убили сына доктора: молодой человек отказывался рассказать, где прячется отец.
Казалось, Гаден может уцелеть, ведь за него просила и жена умершего царя (царица Марфа Матвеевна) и царские сестры. Однако…
Во время обыска усадьбы в Кривоколенном переулке бунтари нашли
«морскую рыбину с множеством ног».
Скорее всего, это был обычный краб, но стрельцы увидели в этом животном колдовское средство.
Фон Гаден в это время прятался в Марьиной роще и даже имел шансы отсидеться. Все-таки шла середина мая, и, взяв с собой еду и теплую одежду, врач мог бы там скрываться неделю или две, пока бунтари не остынут. Чего же ему не хватало в лесах?
Сладкого.
Через два дня фон Гаден отправился в Немецкую слободу, чтобы купить там сахару. Богатый и капризный человек был доктор Гаден…
Во время этого похода наш герой был задержан и отведен по направлению к Константино-Еленинской башне Кремля. Как вы уже, наверное, догадались, в этой башне был застенок.
Кровавый финал
Напрасно царица-вдова клялась в том, что Гаден на ее глазах принимал все лекарства, приготовленные для давно больного государя. Врача пытали три часа. Не выдержав мучений, он во всем сознался и даже обещал оговорить «сообщников», если казнь отложат на три дня.
«Долго ждать», ответили стрельцы и изорвали протокол допроса.
Вторым врачом, осужденным по этому делу, был ассистент фон Гадена, немецкий лекарь Гутменш. Кроме того, на казнь отправили полсотни слуг, живших в Кривоколенном переулке. С большим трудом царица и царевны вымолили пощаду для жены фон Гадена и его младших, маленьких детей.
Двух докторов и их «сообщников» вывели на Красную площадь (то ли на Спасский мост, то ли к Лобному месту) и там изрубили в куски.
Каталог всех моих статей по темам в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
«О воздушном летании» на Руси. Два мифа и реальность
Короли Франции, две самых глупых смерти
Потопить Врагнеля? Кто же на самом деле жил в Кривоколенном №5?