Найти в Дзене
Заметки Моргора

Велес: капища и капи

«Повесть временных лет» (русская летопись, созданная в 1110-х годах в Киеве) гласит:

И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь.

Велес здесь не упоминается – не стал Владимир Святославич держать его изваяния подле своего терема. Зато нам известно, что капь Велеса стояла «под горой» (вероятно, в низинной части исторического центра города, на Подоле, в торгово-ремесленной части у пристани на реке Почайне) и была свержена в данный водоём в 988 году.

Любопытно, что данное расположение капей Перуна и Волоса («на горе» и «под горой» соответственно) находит свои аналоги за пределами Руси. В Македонии есть город Велес, расположенный под горой Ильи-Пророка (христианского «заместителя» Перуна), а в Хорватии – посёлок Волоско под горой Перун. Некоторые исследователи видят сию закономерность отражением социального плана культа Перуна и культа Велеса: первый – бог княжеской дружины (то есть, верхушки, оттого и стоит на горе), второй – простого люда.

Однако, как мы уже говорили вот в этой статье, рассматривая теоним «Перун» в индоевропейской перспективе, некоторые исследователи сравнивают его со словами, обозначающими возвышенности: готск. «fairguni» (гора), хетт. «perunas» (скала), др.-инд. «párvata-» (гора). То есть возвышенности как таковые являются своеобразным атрибутом славянского громовержца. Велес же имеет связь с потусторонним миром, подземным, потому и капи его вполне логично размещались где-нибудь в низинке.

Житие Авраамия Ростовского (памятник средневековой русской литературы, написанный не ранее XV века) упоминает о том, что Чудской конец Ростова (того, что в Ярославской области) поклонялся каменному идолу Велеса.

Записанное в 1781 году предание гласит: в 1010 году на месте капища Велеса, где содержался священный медведь и горел неугасимый огонь, был основан город Ярославль.

Исследователи полагают, что Церковь Власия на Волосовой улице в Великом Новгороде, подменила собой капище Волоса, и от имени этого же бога происходит название города Волосова в Ленинградской области (Велес красуется даже на его официальном гербе).

Герб города Волосово
Герб города Волосово

На сайте «Геральдика.ру» приведено следующее описание данного герба:

В зелёном поле сидящий прямо на золотом дамасцированном троне старец в длинной древнерусской одежде, держащий на коленях гусли, на которых возложена его правая рука, а в левой руке – посох. Из-за трона по сторонам выходящий бык вправо и медведь – влево. Все фигуры золотые.
Старец символизируют образ Велеса (Волоса) – древнеславянского бога плодородия, «скотьего бога», культ которого, по мнению исследователей, был связан с почитанием медведя как хозяина животных. Медведь – символ предусмотрительности, бык – плодородия и процветания. Гусли напоминают о легендарном певце Бояне (в «Слове о полку Игореве» он назван внуком Велеса), а также символизируют богатую духовную культуру края.
Герб утверждён решением Совета депутатов МО «Волосовское городское поселение» от 28 июня 2006 № 60.

См. наши предыдущие статьи, посвящённые богу Велесу:

Список использованной литературы

  • Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Велес // Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1987.
  • Иванов Вяч. Вс. К этимологии балтийского и славянского названий бога грома // Вопросы славянского языкознания. Вып. 3. – М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  • Кривошеев Ю. В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – Л.: Знание, 1988
  • Сударушкин М. Чьё имя носит Ярославль?
  • Житие преподобного Авраамия Ростовского
  • Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1997.