Моя первая учительница каждый день повторяла одну фразу: «Ваши школьные оценки – это ваша зарплата. Будете получать тройки, не на что будет купить еду». И все, кто получал оценки ниже «четверки», оставались после уроков, чтобы выучить и пересдать. Учитель не перекладывал невыученные или непонятые уроки на родителей, а оставался после уроков с учениками для отработки пройденного материала.
Каждый из нас хоть раз в школе сталкивался с несправедливым оцениванием. В моей жизни такая история тоже была. На итоговом диктанте по русскому языку в четвертом классе, я получила «четыре», хотя моя работа была самая лучшая («пять» никто в классе не получил). Учитель перед диктантом дал следующее указание: «Если вы ошиблись, аккуратно зачеркните карандашом ошибку и сверху напишите правильную букву». Я так и сделала. В каком-то слове вместо «е» написала «и», а когда проверяла заметила ошибку. Я очень хорошо помню, что можно было просто подвести до буквы «е» не зачёркивая. Но указания учителя я выполнила: зачеркнула аккуратно карандашом…., и получила «четыре».
Где справедливость? Я сама нашла ошибку, сама исправила. Почему «четыре»? Было очень обидно. За этот диктант было только две «четверки»: у меня и у девочки, которой такую же ошибку исправила учитель.
Из этой истории я получила урок. Но эта несправедливая оценка осталась обидой на школьную жизнь.
Так вот, когда мои дети пошли в школу, с такими «несправедливыми» оценками тоже столкнулись. И я так часто слышу от детей похожие фразы: «Мама, мне за одну ошибку поставили «четыре, а «Маше» за две ошибки – «пять с минусом»».
В первом же классе на родительском собрании из-за возмущения родителей на оценки в тетрадях, нам учитель объяснила свои «параметры» выставления оценок. Два исправления в тетради приравнивается к одной ошибке, и оценка снижается на балл. Даже, если ребенок - великий математик, но в тетради по математике делает ошибки в написании слов, то оценку «пять» по математике тоже не видать. За «грязь» и не очень аккуратное ведение тетради, даже если все правильно, снижается оценка на балл. Даже за неправильный отчет клеточек (в начальной школе нужно безошибочно отчитывать клеточки и строчки в тетради: между классной и домашней работой - ровно четыре, перед словом «задача» или «номер» - 10 клеточек, между столбцами с примерами – 3 клетки и т.д.) снижают оценку.
И кто придумал эти ужасные правила? Есть хоть какая-нибудь разумная и единая система оценивания в школе? И это только «маленькие» трудности у детей начальной школы.
В старшей школе «несправедливость» оценивания еще больше, чем в начальной. На вопросы, касающихся несправедливых оценок в сравнении с одноклассником, учителя отшучиваются своим настроением.
Это ужасно звучит! Но это факт!
Как пример, вот несколько случаев из начальной школы «несправедливого» оценивания у моих детей. Мой ребенок получил «четыре» за диктант с одной ошибкой: в слове «Российский» над буквой «Й» не поставил черточку, учитель посчитал как букву «И». «Тройку» за проверочную по «русскому языку»: за три ошибки – в трех словах над буквами «Ё» ребенок не поставил точки и получились в словах буквы «Е». На урок по окружающему миру некоторые дети не принесли луковицу (это было записано как домашнее задание и явно задание не для детей, а для родителей) – в итоге «двойки» за то, что «не готов к уроку». Выполняя тест по окружающему миру, у моего ребенка сломался желтый карандаш и, вместо желтого взял оранжевый - оценка в итоге «четыре».
Еще более интересными были оценки в старшей школе. В пятом классе за проверочную по русскому языку по теме «одна и две буквы «Н» в словах», ребенок сделал две ошибки в слове «павильон» (написал «повельон»), и не важно, что это слово не относилось к теме проверочной работы, - в итоге «тройка» за две ошибки в одном слове с пояснением от учителя: «Она должна почувствовать цену «пятеркам»»! (Я не шучу!). Еще была тройка по физкультуре из-за того, что ребенок отказался отжиматься на коленках на улице на мокром покрытии, а отжимался правильно, опираясь на кроссовки.
И вот как результат такой «школьной жизни», я вечерами сидела и стирала всеми подручными средствами мелкие помарки в тетради своего ребенка. Кстати, учителя в начальной школе запрещают использовать замазки и стирающиеся ручки, что лишает ребенка возможности ошибиться и исправить свою ошибку. Поэтому дети постоянно испытывают стресс от контрольных, проверочных и самостоятельных работ, количество которых по факту не регламентировано ничем.
Иногда кажется, что учителя проверочными работами, просто показывают родителям насколько ребенок не усвоил материал. А должно же быть наоборот, любая оценка ниже «пятерки» - это показатель работы учителя и его ответственность.
«Школьный» опыт детей привел меня к тому, что я покупаю дорогие стирающиеся ручки и дома отрабатываю с детьми все моменты в оформлении, за которые снижают оценки.
Очень бы хотелось, чтобы проверочные работы были только информацией для учителей - на сколько понятно учитель объяснил материал урока. Контрольные работы проводились бы не «хаотично» в любое время, а в понятные для детей и родителей «контрольные дни», к которым можно подготовиться. Оценки должны быть не по «настроению учителей» или по «подаркам от родителей», а иметь четкую и понятную форму.
В таком формате обучение станет намного проще и продуктивнее для детей и родителей.
Всем удачи!