Сегодня разберем одну из самых актуальных тем, которая требует пристального внимания каждого без исключения родителя.
Внимание! Статья адекватная, разумеется мы не рассматриваем ситуации, когда ребенку грозит опасность, и криком мы можем его остановить. Например, выбежал на дорогу - кричим "СТОП".
Для начала вынесем на защиту утверждение:
"Ни при каких условиях нельзя повышать голос на ребенка с целью выразить свое недовольство им или с намерением его наказать".
Я знаю, что умным взрослым очень неприятно это читать, так как со одной стороны им вменяют вину за крики на детей, а с другой придется выдумать что-то новое, чтобы совладать с непокорным отроком. Да, придется, криком мы лишь разрываем психоэмоциональную связь со своим ребенком и погружаем его в сильнейшее стрессовое переживание.
1. Крик для ребенка хуже, чем физическое воздействие. Это жестокий метод подавления детской психики, который заставляет его тело сжиматься, зажиматься, а сознание буквально отключается от внешнего агрессивного раздражителя. Именно поэтому дети со временем перестают реагировать на крик, это защитная реакция ухода.
Вопрос следующий - куда уходит ребенок от своего несдержанного агрессивного родителя? В интернет? К друзьям? Внутрь себя? У него есть выбор, и он его сделает, если крик не прекратить.
2. Криком мы опустошаем лимит доверия к себе. Нельзя доверять тому, кто причиняет тебе боль. Нельзя рассказывать про свои эмоции и переживания тому, кто не уважает меня и повышает на меня голос, не важно есть на то причины или нет. Детский мозг делает шокирующие и страшные выводы от "я здесь не нужен" до "мир опасный". Ведь для ребенка его родители и являются вселенной, а если он с детства слышит крики, сменяющиеся ласковой речью, он приходит к выводу - "я должен заслужить любовь".
Этот вывод в будущем способен разрушить всю жизнь человека, который ему следует. Отсюда растет пассивная агрессия, болезненный перфекционизм, тревожность, ОКР и куда более серьезные последствия.
3. Родитель кричит тогда, когда ему самому очень, очень страшно. Страшно, что он не может управлять своим ребенком, что он теряет авторитет, что он не знает, как с ним справиться. Это родительская гордыня, перемешанная со страхами их собственных внутренний детей, которыми они были когда-то, и скорее всего, на которых тоже неистово кричали.
Программа передачи психоэмоциональной боли работает именно так, но через осознанное поведение каждый из нас может разорвать этот цикл и начать просто принимать своих детей, воспитывая при этом самих себя.
4. Унижение как метод воздействия. Когда на нас кричит начальник мы не сопоставляем это с тем, как мы орем на детей. А представьте, что этот начальник может еще и дать подзатыльник и обидное слово сказать. Как вы себя чувствуете? Ощущаете телесную потерю? Страх, боль, унижение?
А теперь умножаем это на 10. У ребенка нет такого лимита проживания эмоциональной боли, которая есть у родителя. Для него каждая такая истерика от родителя становится фатальным катаклизмом, который напрямую угрожает его безопасности.
5. Психосоматика растет из детской травмы. Если родитель систематически ломает внутреннюю опору своего ребенка, он должен понимать, что это прямое негативное влияние на здоровье растущего человека.
Психосоматика закладывается в детях их родителями. Все, чего хочет ваш ребенок на самом деле - это чтобы вы его любили так, как бы вы хотели чтобы ваша мама любила вас.
Ну, а теперь финальный аккорд. Делать это упражнение рекомендую всем без исключения, особенно если во время прочтения моей статьи вам было физически плохо или вы чувствовали протест.
Упражнение
Для его выполнения используем либо зеркало, либо второго родителя (рекомендую второе), с которым вы будете меняться местами, то есть выполнять упражнение по очереди.
Встаем на колени перед своим партнером и представляем себя в образе "Я ребенок", ваш партнер начинает на вас кричать. Вы повторяете вслух всего одну фразу, три раза: "Я маленький и я просто хочу, чтобы меня любили".
Все инсайты и выводы записываем, слезы отпускаем. Поведение с ребенком меняем, у ребенка прощения просим. Начинаем воспитывать себя.
© Екатерина Тур, 2021-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.