Найти тему

Виртуальные номера и мошенники: как законодательство регулирует этот вопрос?

Оглавление

В период пандемии количество телефонных звонков от мошенников существенно увеличилось. По данным Сбербанка, один колл-центр в среднем совершает 5000 вызовов в день, и около 1% звонков от аферистов срабатывает. Люди ведутся на провокации и перечисляют деньги на счет мошенников или сообщают им данные для автоматического списания средств. Таким образом, каждый месяц со счетов жителей России утекает более 3,5-5 млрд рублей. Давайте разбираться, каким образом мошенникам удается втереться в доверие абонентов, и как российское законодательство регулирует вопрос телефонного фишинга.

Технология подмены телефонных номеров

Аферисты подключают виртуальные телефонные номера и звонят якобы с официальных банковских телефонов, от лица полиции или налоговой инспекции. При этом мошенники территориально могут находится в другой стране мира, а при звонке у абонента определяется местный телефонный номер. В этот момент человек откликается не только на уже знакомый номер телефона, который многие записывают в книгу контактов для экстренной блокировки карты в случае ее потери, но и реагирует на манипуляции в области сознания со стороны мошенников.

«Технология подмены исходящего номера в телефонии существует давно. Это удобная функция для работы на местном рынке в рамках виртуального офиса, без физического присутствия компании в регионе или другой стране. Никогда данная опция ранее не применялась для атак на людей. Сегодня провайдеры услуг IP-телефонии ведут активную работу по выявлению подозрительных абонентов, используют несколько ступеней верификации данных»,
— комментирует Иван Павлов, руководитель проектов Телфин.

Закон о блокировке звонков с подменных номеров

Правительство РФ уже давно говорит об ужесточении правил использования «виртуальных дублей». 2 июля 2021 года в федеральный закон «О связи» (126 ФЗ) были внесены изменения: блокируются все звонки и SMS-сообщения из-за границы по подменным номерам.

Согласно новому закону, оператор связи должен прекратить оказание услуг связи и услуг по пропуску трафика при обнаружении исходящего с сети иностранного оператора соединения под российским номером, если вызывающий абонент не клиент российского оператора, находящийся за рубежом, а также при отсутствии у соединяющего оператора абонентского номера или идентификационного кода звонящего. Блокировать аналогичным образом будут и SMS-сообщения.

Закон обязывает операторов связи также подключиться к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, созданной радиочастотной службой Роскомнадзора. Компании обязаны обмениваться с системой данными в порядке, который определит кабинет министров РФ. Новые положения к закону вступают в силу с 1 декабря 2021 года.