Сегодняшний пост вдохновлен двумя вещами: 1) моим обещанием вам его написать, и 2) игрой "Черная книга" по пермскому фольклору.
Славянское язычество, примерно так же, как и славянские языки, родственно остальным верованиям индоевропейского ареала. И примерно настолько же отличается.
Ближайшим родственником нашей мифологии является балтийское язычество, опять же, как и в лингвистике - позже всего славянские языки выделились из балто-славянской общности.
Например, Перкунас - соответствует Перуну (и оба они - индийскому Парджанье, тоже громовержцу). Велняс (Велс) - соответствует Велесу. Как и в германской мифологии, у славян существовал культ мирового древа.
После отделения от балтийского, славянское язычество продолжало дробиться, и отличалось в каждом племени.
Сами славянские племена не оставили записей о своих обрядах и верованиях, поэтому всё, что мы знаем о славянском язычестве, было почерпнуто из нескольких сторонних источников, таких как летописи и свидетельства современников. Ещё один тип источников, даже более интересный - обличения язычников со стороны христиан.
Наверное, самым ранним свидетельством о верованиях славян можно считать текст Прокопия Кесарийского (IV век):
"Они считают, что один из богов, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков..."
Существовали у славян и культ предков, и культ природы, и почитание животных. Кирилл Туровский писал в XII веке:
"Не нарицайте себе бога ни на земле, ни в реке, ни в птицах, ни в воздухе, ни в солнце, ни в луне, ни в камени..."
Очевидно, это свидетельствует о том, что оставшиеся язычники как раз именно так и делали, то есть исповедовали анимизм, одушевление природы и различных предметов.
Мир для славян был населён сонмами низших духов: лешими, русалками, берегинями, кикиморами, домовыми, овинниками, банниками, упырями и драконами.
О них (о нас) писали: "почитают они реки и нимф...", "молятся под овином вилам...", "кладезям и рекам приносят жертвы..."
Ещё более важную роль играл культ плодородия и продолжения рода. С ним связаны Велес (скотий бог), Род и роженицы, Макошь (богиня плодородия), Лада и её дети Купала и Леля (божества брака, любви и семьи), Дажьбог (бог плодородия и солнечного света) и другие.
Почитали и огонь: огню предавали тела умерших, его использовали и на праздниках, и в других обрядах. Персонификацией огня был Сварог, бог-кузнец, отец Дажьбога. Именно от Дажьбога славяне сами вели свой род. В "Слове о полку Игореве" он назван предком русских людей, а в "Софийском временнике" - первым царем славян.
Имя Сварога нельзя не сопоставить с индийским "svarga" ("небо, небесный").
Чтобы появилась целостная картинка, приведу периодизацию Б.А. Рыбакова, созданную, может быть, не совсем точно, но как минимум основываясь на фактических данных (главным образом, на Ипатьевской летописи):
1) Каменный век ("палицами и каменьями бьяхуся"), групповой брак ("бяху акы скот блудяще"). Впрочем, в "Повести временных лет" говорится, что это не касалось полян, видимо у этого племени раньше других появился брак. На этом этапе ещё нет единого бога.
2) Эра Сварога, появление металла ("в время царства его спадоша клеще с небесе, нача ковати оружье"), установление моногамии ("закон устави женам за един муж посагати"), представление о главном божестве среди прочих.
3) Эра Дажьбога, народ начал платить дань правителю ("от нележе начата человеци дань давати царем").
Подобную периодизацию можно вычленить и из "Слова об идолах" (XIII век или около того):
"Се же словене начали тpапезy ставити Родy и pожаницам пеpеже Пеpyна бога их. А пpеже того клали тpебы yпиpемь и беpегыням. По святем кpещении Пеpyна отpинyта, а по Хpиста господа бога нашего яшася"
То есть первому этапу соответствует поклонение "упырям и берегиням", после - "Роду и рожаницам", и наконец, на самом позднем этапе пришёл Перун.
Что интересно, слово "берегиня" судя по всему связано и с понятием "берег", и с понятием "беречь" (ввиду того, что оба эти слова родственны между собой). Ведь для человека каменного века, который только учится плыть на своей утлой лодчонке, берег - это то, что его оберегает, спасение.
Сопоставить эти этапы с конкретными веками довольно трудно, потому что каждое племя проходило их в своем темпе. Поклонялись божествам все племена тоже по-разному. По свидетельству Гелемольда из Босау (12 век) у некоторых славян были идолы, у некоторых храмы, а некоторые поклонялись непосредственно предметам (деревьям, скалам).
Скорее всего все племена двигались по единому пути - от безымянного анимизма (культа берегинь) к культу Рода и рожениц, и далее к развитому пантеону богов, где у каждого есть имя и функция. Однако, у каждого племени эти этапы шли в своё время и со своими особенностями.
И только в Х веке Владимир установил единый пантеон. В текстах русско-византийских договоров этого периода названы дружинный бог Перун и «скотий бог» Волос (Велес).
Впрочем, культ Перуна не просуществовал и пары десятилетий, он практически сразу был заменён христианством. Это объясняет отсутствие богато разработанной мифологии славян, в отличие от, например, греческой. Греки почитали своих четко регламентированных олимпийцев много веков, а славяне к своим даже привыкнуть не успели. Их воцарение и падение произошли в течение жизни одного единственного поколения. Не успел народ к ним привыкнуть.
Зато к роду, роженицам, берегиням, кикиморам и лешим - привык давно. Поэтому такое язычество-анимизм жило и дальше. В деревнях оставались актуальными банники, овинники и прочая нечисть, создавая ситуацию двоеверия.
Например, Сретение Богородицы, 8 сентября, совпало с днем почитания рода и рожениц. И народ, исправно посещая церковь, ещё долго мог верить, что мир создан Родом, а не христианским богом.
Так же и крестик. Мы сами его носим (некоторые из нас), и при этом плюем через левое плечо, стучим по дереву. Хотя технически крестика было бы достаточно.
Большую часть сведений я почерпнула на dic.academic, однако если в дальнейшем буду писать подробнее об отдельных элементах, сделаю список научной литературы для рекомендаций.