Найти тему
Катехизис и Катарсис

Известнейший пират античности

Ахой, морские волки (и коты)! Кто не любит пиратскую романтику? Ром, каравеллы, груженные испанским золотом, неизведанный Новый Свет и много других интересностей. Сегодня все будет, но как в анекдоте про известное радио: не ром, а вино, не испанские каравеллы, а спартанские триремы, и не Новый Свет, а очень даже Древняя Греция. Ну и главное действующее лицо у нас никакой не Билли Бонс, а Поликрат, сын Эака.

А вот и оно, место действия
А вот и оно, место действия

Итак, экспозиция. Среди тысяч островов Эгейского моря, больших и маленьких, значимых и не очень, есть один особенный — Самос. Остров достаточно крупный, чтобы на нем разместились несколько городов, главный из которых так и назывался, Самос. Начиная с VIII века до н. э. это был процветающий и крупный торгово-ремесленный узел и, кроме того, один из важнейших культовых центров греческого мира. Почему? А потому, что Самос — родина богини, да не абы какой, а Геры, жены самого Громовержца. Это ставит наш остров в один ряд с Делосом (дом Аполлона), Кипром (родина Афродиты) и Критом (место рождение самого Зевса). Богиня так почиталась на острове, что в ее честь в том же VIII веке до н. э. был возведен большой храм Геры, который стал одним из чудес света, правда, не каноничного списка. Как известно, вариантов того, что считать "чудом света", было много. Очень много. И один из самых ранних списков чудес составил Геродот. В его списке аж 3 "чуда", точнее самых больших сооружения Греции были на Самосе. И два из них будут напрямую связаны с деятельностью нашего героя.

А теперь к политике. До VII века до н. э. остров управлялся царями. Затем, как это было почти повсеместно в Греции, власть перешла к аристократам, которых там называли словом "геоморы" (γεωμόροι, то есть "владеющие долей земли", банально лэндлорды). Этот же термин применялся для обозначения олигархической партии, к которой принадлежали богатые, могущественные и, в общем, те, кто родились в правильных семьях. Как это часто бывало (вспомним те же Афины) борьба олигархической и демократической партий порой прерывалась периодами тирании. Какой-нибудь удачливый аристократ, расправившись с противниками и "коллегами", мог стать единоличным правителем, и такой правитель назывался "тиран". В VI веке до н. э. на Самосе, по всей видимости было неспокойно. многие аристократические кладбища и стелы на них, а также храмы имели следы разрушений. То там, то сям по всему острову обнаруживалась лаконская (спартанская) керамика, но как она попала на Самос доподлинно неизвестно. Полагается. что в это время на острове шла серьезная политическая борьба про- и антиспартанских фракций.

Переворот не туда

И вот в такое времечко жил был человек по имени Поликрат (род. примерно в 570 г. до н. э.), характер прескверный, не женат. Принадлежал он к крупному аристократическому роду и, вероятно, был родственником (внуком или племянником) Силосона, еще одного самосского тирана 60-ых годов.

Теперь вернемся к религиозной жизни острова. Напомню, что Самос это крупнейший центр поклонения Гере, и, разумеется, там проводились регулярные празднества в честь богини. В один такой праздник в 538 г. до н. э., когда самосцы совершали публичные жертвоприношения в храме Геры, их сопровождала процессия вооруженных людей, возможно, для обеспечения порядка. Поликрат, вернувшись после долгого отсутствия и используя свое политическое влияние (аристократ, все таки), смог пристроить во главе этой процессии своих братьев: Силосона и Пантогноста. Как только началось жертвоприношение, большинство мужчин отложили оружие в сторону, за пределами храма (так как с оружием входить в священное пространство - харам; греки очень ревниво относились к сакральной чистоте, оружие же ассоциируется с кровопролитием. а кровь и убийства считаются оскверняющими). Однако, среди этой “охраны” было человек 15 наемников, которые по команде братьев напали и перебили безоружных стражников. Тем временем Поликрат во главе своих сторонников занял самые выгодные места в городе, где к нему присоединились его братья и их сторонники, которые быстро пробились к нему из храма. С этими людьми он укрепился в акрополе (то есть в цитаделе, возвышающейся над городом) под названием Астипалея.

Маленький лайфхак, как стать тираном в своем полисе: пользуйтесь услугами наемников. Сознание полисного общества (демократического или олигархического) устроено так, что оно всеми силами старается не допустить никакого единовластия внутри своего коллектива, что делает крайне сложным для тирана найти внутреннюю опору власти. Наемники же легко решают эту проблему, главное, чтобы платили вовремя и много. Им зачастую нет дела до проблем чужого полиса, так как они не являются его гражданами, поэтому тирания их не волнует.

Что любопытно, Поликрат также успел обзавестись помощью извне. Пока Поликрат находился в изгнании (что вполне нормально для грека, вовлеченного в политическую борьбу), он посодействовал деньгами и людьми Лигдамиду, с которым он в 546 году до н. э. разбил проафинское ополчение на Наксосе и передал власть там Лигдамиду. Теперь же настал черед Лигдамида помочь своему коллеге по цеху с установлением тирании. Получив от него подкрепление, Писистрат смог окончательно утвердить свою власть на Самосе. И что же после этого началось!

Тиран во дворца

С 538 г. до н. э. Поликрат с братьями стал править на острове, и, предсказуемо, триумвиратец долго не протянул. Подробности особо неизвестны, но Пантагност по итогу был убит и, вероятно, не без причастности к этому самого Поликрата, а Силосон поспешно ретировался с острова, и рука нашего героя здесь тоже прослеживается. Кроме того, с возвышением Поликрата Самос покинул другой знаменитый уроженец острова — Пифагор, тот самый математик

Но амбиции Поликрата только росли. Себя он уже видел правителем всех эгейских островов и владыкой на море, и для второго у него были основания. Как сообщает Геродот, Поликрат стал первым, кто осознал важность морского господства. Для этого тиран смог набрать 1000 лучников (для островного полиса цифра приличная) и начал строительство кораблей, да не абы каких, а пентеконтеры в 50 весел в количестве 100 штук (“пентеконта” это 50). Пентеконтеры представляются как мощные боевые корабли государственного флота, которые управлялись и комплектовались по приказу Поликрата, что кажется не особо вероятным. Более правдоподобно (имхо) следующее: пентеконтеры это торговые суда, приспособленные для набегов (а в античности “торговец” и “пират” зачастую одно лицо). Так вот, эти пентеконтеры принадлежали отдельным самосским аристократам, которые по сути были “частными пиратами”, которые частично субсидировались государством в лице Поликрата. По схожему принципу Фемистокл осуществил потом и свою морскую программу. Но сила, кроме всего прочего, еще и в инновациях. В дополнение к этим кораблям Поликрат, как говорят, заказал совершенно новый тип судна, названного “самайна”, то есть самиянка, жительница Самоса. Это был палубный корабль с двумя рядами весел (то есть бирема), похожий на торговую галеру и предназначенный для быстрой перевозки товаров или войск. Стоит учесть, что цифры Геродота могут быть несколько завышенными, но преувеличения обычно не возникают на пустом месте. В любом случае, кораблей было много и были они большие.

-2

Пентеконтера (вариант реконструкции)

С помощью такого флота Поликрат наводил суету по всему Эгейскому морю. Вскоре он напал на Милет (даты точной нет, но можно сузить до 535 — 525 гг. до н. э.) крупнейший город малоазийского побережья, хоть и уже загибающийся в борьбе с персами, которые подступали все ближе. В морском сражении он разбил объединенные силы милетцев и их союзников лесбосцев, а захваченных пленников отправил строить Беломорк укрепления на Самосе. В целом, Поликрат известен не конкретными кампаниями, а широкомасштабными набегами, которые, были больше похожи на пиратские налеты, чем завоевательные походы. Любопытно, что Поликрат в плане грабежей был чужд всякой дискриминации, грабил он как врагов, так и друзей. Поликрату приписывается гениальная мысль, что лучше ограбить друга и, вернув ему награбленное, получить его благодарность и верность, чем вовсе не грабить.

Как настоящий морской Gigachad, Поликрат утверждал свое превосходство дерзкими, но зато эффектными поступками. Однажды Поликрат решил подарить храму Аполлона в Делосе, чьим покровителем он был) небольшой остров Риния, отделенный от Делоса узким проливом. И чтобы остров этот остался у храма, Поликрат приказал цепью (sic!) приковать остров к Делосу. Цепь, как вы понимаете, не сохранилась, если вообще была.

-3

Когда с другом обсуждаете очередную бизнес-схему

Но Поликрат быстро стал бы ненавистен всем вокруг, если бы не использовал свои дипломатические способности на пользу. Кроме уже упомянутого нами Лигдамида, Поликрат смог сдружиться с последним фараоном Египта, Амасисом, послав ему богатые дары и получив подарки в ответ. Египет стал очень важным партнером для поликрата. Как считается, набеги он совершал ради пленников, которых и сбывал в Египте. По некоторым данным, Писистрат даже поучаствовал в завоевании Амасисом Кипра.

Эгейская Тортуга

На что можно потратить бабло с грабежей? На вино и девок понятно, а если подумать? Пральна, на обустройство базы. И здесь Поликрат разошелся не на шутку. Помните я говорил о чудесах света? Так вот они: подземный акведук и новый Герайон были построены как раз при Поликрате.

Идея многих строительных телодвижений была следующая - превратить Самос в огромную крепость, где он мог бы отсидеться в случае чего. По понятным причинам, Поликрат нажил много врагов, среди которых были и довольно серьезные Коринф и Спарта, поэтому надежное убежище стало необходимостью. С этой целью в город был проведён водопровод: инженер Эвпалин из Мегары пробил в горе акведук, который стал самым большим подобным сооружением в Греции. Кроме того, Поликрат возвел вокруг города стены со рвом, на строительство которых сгонял пленников. Для разросшегося флота Поликрат расширил гавань Самоса, оснастив его огромной дамбой (и молом), который, правда, не сохранился.

-4

Собственно Эвпалинов тоннель, по которому в город поступала вода

Кроме того Поликрат профинансировал строительство нового Герайона, храма Геры, так как древний, еще VIII в. до н. э. был разрушен после пожара. Такой щедрый и несомненно популистский жест должен был возвысить Поликрата в глазах самосцев.

-5

Печальные руины, что остались от Герайона

Тьма сгущается

Тирании обычно мало кому нравятся. Постепенно недовольство единовластием Поликрата только усиливалась, и нашему тирану, чтобы разобраться с «политически неблагонадежными гражданами», пришла гениальнейшая мысль посадить их на 40 трирем и отправить в бой, чтобы как можно большее их число погибло. Тут и геополитическая ситуация сложилась довольно удобная для этой цели. На дворе 524 г. до н. э., а это значит, что персидский царь Камбиз идет в поход на Египет. А дальше загадка, против кого именно Поликрат послал «оппозиционный флот». Можно предположить, что против персов, ведь Египет был союзником Самоса, но в этом случае Поликрат не был бы Поликратом. По всей видимости, он решил послать флот Камбизу для помощи в кампании, понимаю, что Египту недолго осталось и вообще поделом им.

Но тут уже Поликрат переиграл и чуть не уничтожил самого себя: в море на кораблях произошёл бунт, офицеров перебили и флот повернул обратно на Самос. В морском сражении мятежники разбили флот Поликрата, но, высадившись, не смогли взять остров, построенные Поликратом укрепления сделали свое дело. Однако, недобитые мятежники уплыли к спартанцам и коринфянам, которым Поликрат своим пиратством уже конкретно осточертел. Новый альянс незамедлительно начал войну против старого союзника Поликрата, Лигдамида с Наксоса, которого достаточно быстро смогли убрать, но на этом наступление их захлебнулось, Самос сорок дней держал осаду (спасибо стенам во второй раз), а союзникам пришлось отступить.

Казалось бы, перемога! Но еще большая напасть пришла с буквально другой стороны. Итак, в 524/523 гг. до н. э. в Сарды был назначен новый сатрап по имени Оройт (или Орет, смотря как транслитерировать). И этот Оройт очень хотел получить хороший послужной список и, словно гиперактивный мент, внимательно наблюдал за происходящим вокруг. И вот, под взор сатрапского, а по сути царского, правосудия попал Поликрат. Стоит сказать, что после завоевания персами Лидии, прибрежные острова Эгейского моря начинали подпадать под зависимость, и Самос был не исключением, хотя фактически остров был совершенно независим. Поликрат за свою неспокойную деятельность на море жутко достал и персов, у которых сильного флота тогда не наблюдалось. Даже помощь Камбису не могла унять общее раздражение его действиями. И вот у Оройта назрел план, как покарать пиратишку и заодно включить Самос в сферу влияния.

Оройт, зная о стремлении Поликрата к господству на море, отправил к нему посла с предложением дать Оройту с деньгами убежище, так как Камбис якобы хочет его погубить. В свою очередь Оройт поделится своими сокровищами, и с такими деньгами Поликрат сможет стать «властителем всей Эллады», как пишет Геродот. Также Оройт сообщил, что Поликрат может убедится в наличии денег, послав доверенного человека к нему в Магнесию. Почувствовав гешефт, тем более Самос после войны со спартанцами нуждался в деньгах, Поликрат согласился и послал к Оройту своего писца Меандрия для проверки. Оройт же, узнав, что надо ждать при­бы­тия нужного человека, сделал следующий фокус. Он напол­нил восемь сун­ду­ков кам­ня­ми почти до кра­ев, а свер­ху на кам­ни наложил золота и, заперев сун­ду­ки, дер­жал их нагото­ве. Меандрий при­был, осмотрел что да как и сообщил Поликрату, что капитал имеется и червонцы на месте.

-6

Трогательное расставание

Затем, настал день Х. Уже сам Поликрат согласился на встречу с Оройтом и прибыл в Магнесию, хотя его отговаривали все знакомые, в том числе и его дочь, у которой, как гласит легенда, было видение о гибели папеньки. О дальнейшей судьбе Поликрата Геродот рассказывает очень туманно, говоря, что гибель его была недостойна его выдающимся деяниям и амбициям, что даже описывать это он не хочет. По всей видимости его распяли, что в Античности считалось совершенно жуткой смертью. Самос­цев из свиты Поли­кра­та сатрап отпустил, с а иноземцев и рабов оставил как пленников в рабстве. И вот такой жуткий конец встретил «баловень судьбы» Поликрат.

Перстень Поликрата и полисное сознание

Ну нельзя писать о Поликрате и не упоминать о его необычайной везучести, которую отмечали еще античные авторы. Ему приписывалась нечеловеческая удача в делах, начиная от очень рискового захвата власти и заканчивая дерзкими выходками на море. Казалось бы, замечательно! Но не для древних греков. И тут уже мы сталкиваемся с очень интересной культурной особенностью, которая тоже вылезла из полисного сознания: быть могущественным и успешным плохо. Очень плохо. В микромасштабе полиса (а классический полис это обычно до пяти тысяч граждан) сильное экономическое и социальное расслоение было губительным. Не просто так Солон, афинский политический деятель, поэт и философ писал*:

Хмурая туча дождем проливается или же градом;

Пламенной молнии блеск в громе находит ответ.

А от великих людей гибнет город, и к единодержцу

В плен попадает народ, если в нем разума нет.

Кто вознесется превыше других, нелегко того будет

После сдержать, — обо всем надо размыслить сейчас!

Это, конечно, не значит, что был социализм с местной спецификой, но в разных полисах существовали разные механизмы «сдерживания» наиболее могущественных и влиятельных людей. Для Афин, например, такими механизмами служили литургии и, в некоторой степени, остракизм.

Ну а если говорить о космическом макромасштабе, об отношениях людей и богов, то здесь ситуация еще хуже. В греческой философии и религиозных представлениях существовало понятие φθόνος τῶν θεῶν, которое часто не очень точно переводят как «зависть богов». У слова φθόνος и правда есть такое значение, и оно будет первым в любом словаре, но следом за ним идет «недоброжелательство», что будет по отношению к богам более подходящим. А это уже связано с понятием hybris (дерзость), худший грех по греческим представлениям. Все таки бессмертные и блаженные боги не могут никак завидовать смертным, а вот возненавидеть всегда пожалуйста. Отсюда и следует иррациональный (по мнению греков рациональный) страх перед уж очень большим успехом. Но мы отвлеклись, а мы вернемся к нашему пирату.

-7

«Мужчина, это случайно не ваше?»

Согласно Геродоту (III 40 — 43), Амасис посчитал, что Поликрат слишком и даже опасно успешен и посоветовал ему выбросить что-то ценное, дабы избежать гнева богов и прочих превратностей судьбы. Самым ценным, что у него есть, Поликрат посчитал его любимый золотой перстень, который он и выкинул в море, прислушавшись к совету фараона. Однако несколько дней спустя один рыбак поймал большущую, но увы не говорящую рыбу, которой он решил подарить тирану. Какого же было удивление поваров и самого Поликрата, когда в желудке этой рыбы они нашли тот самый перстень. Поликрат рассказал об этом Амасису, и тот, решив, что самосцу уже ничто не поможет, порвал с ним союз:

чтобы не при­шлось ему сокру­шать­ся о Поли­кра­те, как о сво­ем дру­ге, когда того постигнет страш­ное бед­ст­вие.

Морали тут нет, но вы, котятки, оборачивайтесь по сторонам и знайте, что если что-то идет уж слишком хорошо, то Зевс обязательно это исправит.

Автор - Мгер Саруханян