Вот мы говорим: "Психологизм Достоевского", "Диалектика души в произведениях Льва Толстого"... Но никто почему-то не говорит о психологизме образов Николая Носова. А напрасно!
На всякий случай напомню: коротышка Пачкуля Пёстренький - это один из центральных персонажей повести "Приключения Незнайки в Солнечном городе". Об той повести надо бы сказать пару слов.
Трилогия о Незнайке делится так: "Незнайка на Луне" - самая знаменитая её часть, "Приключения Незнайки и его друзей" - самая литературно удачная (чистый шедевр), а "Незнайка в Солнечном городе" - самая полезная для ребёнка.
Почему? Потому что в ней закладываются важные мировоззренческие опоры на будущее. Во-первых, объясняется, что такое совесть: для чего нужна, как работает.
Во-вторых, растолковывается экзистенциальный принцип "действия без надежды". Помните, как трудно было совершить три хороших поступка ради обретения волшебной палочки? Получилось, только когда Незнайка перестал её хотеть...
Жестокая справедливость этого принципа дойдёт до ребёнка гораздо позже - например, когда он задумается над пушкинской строчкой "чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей". Или над девизом, подаренным богом Вишну индийскому царевичу Арджуне: "Делай что должен, и будь что будет". Или над фразой "темнее всего бывает перед рассветом"(чтобы обрести надежду, надо сперва отчаяться)... Дойдёт позже, но зёрна размышлений упадут на подготовленную Носовым почву.
Наконец, в "Солнечном городе" описан вовсе не коммунизм, которому пытаются помешать всякие стиляги и формалисты. О нет! Носов описал нечто другое, и получилось у него... нынешнее общество потребления и тоталитарной политкорректности в чистом виде.
Эти вежливые милиционеры, не могущие уснуть ночью, оттого что посадили хулигана под замок (а вдруг ему там плохо) - разве это коммунистический идеал? Коммунистический человек - сильный (как цветочногородской Знайка, например), у него добро с кулаками! Доброжелательные, но капризные солнечные коротышки, гоняющиеся за модой, неспособные дать отпор хулигану и непонятно когда работающие (Ниточка проводит в шахматном городке больше времени, чем на своей фабрике) - это коммунистический идеал? Да это скорее нынешний городской "креативный класс"!
Вот мы всё удивляемся, как это Носов в "Незнайке на Луне" капитализм предсказал. Да очень просто - тот капитализм существовал давным-давно! А вот как он предсказал современное "постиндустриальное" общество - с его толерантностью (жители Солнечного толерантны до тошноты, именно от этого чуть не погиб их мир, а вовсе не оттого, что Незнайка по ошибке впустил в него трёх ослов), с его сверхпотреблением (эти штаны не хотим - хотим те), с его зависимостью от развлечений (интернета и видеоигр Носов не предсказал, но: чуть вечер, все бегут на концерт или в кино, а стоило нашим героям набрести на парк развлечений - и всё, знакомство с Солнечным городом на этом закончилось, даже пресловутые "дома Арбузика" не посмотрели).
Если проговаривать с ребёнком эти вещи, заострять на них его внимание, можно получить "на выходе" совсем другую книгу... Да, чуть не забыл! Именно из этой книги родился сюжет пьесы и фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", но это так, необязательный бонус.
Так вот. Мы остановились на том, что Пачкуля Пёстренький - персонаж этой повести. У него было несколько особенностей: он носил тюбетейку, которую называл ермолкой, регулярно и очень быстро пачкался, и ещё у него было два правила: "Никогда не умываться и ничему не удивляться".
Если следовать первому правилу не удавалось (умываться его заставляли, как бы он ни увиливал: "Пока не умоешься, за стол не сядешь", "Пока не умоешься, дальше не поедем") то второму правилу - не удивляться - он следовал невозбранно и неукоснительно.
А почему? Почему именно эти правила? С потолка Носов их списал? Просто для смеха выдумал? Нет, не с потолка и не для смеха. Это "логика характера". Во-первых, подумаем: почему он так не любил умываться несмотря на то, что это ему было даже более необходимо, чем другим?
Потому что его заставляли. С Пёстреньким не церемонились - склоняли к умыванию в ультимативной форме. У коротышек это вошло в привычку - помыкать Пёстреньким, задумываться о его чувствах им даже не приходило в голову (так же, как никто, кроме Синеглазки, ни разу не задумался о чувствах шпыняемого Незнайки в первой части трилогии). И пусть требования к Пёстренькому справедливы, всё равно - когда на человека (простите, коротышку) постоянно оказывают давление, это порождает протест и противодействие.
Пёстренький не любил умываться, потому что умывание сопровождалось насилием. А поскольку восстать против насилия Пёстренький не мог (это означало бы вступить в конфликт с обществом), он произвёл символический перенос с действия на мотив действия и восстал против самого умывания как такового.
"Я так думаю!.."
Ну а теперь что касается второго правила. Вспомним, с рассказа о каком событии начинается наше знакомство с Пёстреньким в повести. В Цветочный город приехал коротышка-путешественник из другого города. В мире коротышек города - это разные государства и даже цивилизации, так что Циркуль (так звали путешественника) был, можно сказать, полноценным иностранцем.
Быть иностранцем в дружелюбном и приветливом мире коротышек всегда почётно - вспомните, как записывается Пёстренький в регистрационной книге гостиницы в Солнечном городе. "Иностранец Пачкуале Пестрини"! С Циркулем все хотят подружиться. И только Пёстренького от него прячут (не разрешают тому выходить из дома - снова насилие), чтобы иностранец, увидев его перепачканную мордашку, не подумал плохо о жителях Цветочного города.
Пёстренького стыдятся.
А это уже не просто насилие. Это роль изгоя, парии, коротышки второго сорта. Насилие хотя бы можно опротестовать. А как опротестуешь неуважение, как опротестуешь презрение?
Как вы думаете осознаёт ли Пёстренький свою роль коротышки второго сорта? Мучит ли его это? Или, раз он грязный, то у него и души нет?
Ну а теперь ответ на вынесенный в заголовок вопрос. Правильный ответ на него сходу дал наш читатель Миша Шакиров (7 лет). Цитируем:
"Удивляться - значит чего-то не знать. Ну вроде слабость показать. Вот я же с важными вопросами только к маме или к папе иду. Им я могу удивление показать. А всяким чужим, наверное, нет. Не хочу. Пёстренький, наверное, тоже на самом деле удивлялся. А то зачем тогда он это правило завёл? Если б на самом деле не удивлялся, не надо бы правил было".
Скепсис Пёстренького - это его месть миру, потому что мир был к нему неласков.
Ещё одна замечательная девочка шести лет сформулировала обобщённо, но очень по-женски чутко:
"Пачкуля никогда не удивлялся, потому что никогда не был весёлым".
По факту это не совсем точно - Пёстренький в повести нередко фыркает и хрюкает от смеха, и вообще постепенно оттаивает (и даже наглеет), потому что Незнайка с Кнопочкой и другие новые друзья относятся к нему как к равному, по-человечески. Но главное верно: правило "не удивляться" - это инструмент защиты, следствие психологической травмы.
Эта история перекликается с историей о травме Незнайки, о которой тот психоаналитически "проговаривается", когда придумывает рифму к слову "пакля". Её можно почитать здесь:
Рифма к слову "пакля". О чём проговорился Незнайка
Также можно почитать:
Почему рассказы Носова воспитывают мужественность
Кто такой Рассеянный с улицы Бассейной?
Отчего у Мальвины волосы голубые?
Честный, советский... Книги нашего детства
Второе дно весёлой детской литературы (Агния Барто)
Шокирующая правда про Золушку и её "прекрасного принца"
В чём был не прав Анатолий Алексин?