В разделе "Псковского путеводителя Окунева" в разделе "Калейдоскоп" нашла перечень фамилий под аналогичным названием. Заинтересовалась сама, постаралась добавить информации и предлагаю любителям краеведения. Надо сказать, фамилии не очень популярные. И результат поисков меня не очень впечатлил. Если из каких-то источников случайно "выскочит" интересное в тему (а такое бывает), буду добавлять))) Ссылка на источники – внизу.
1. Назимова Татьяна Леонидовна (1880 – 1927)
Художник, педагог. Окончила рисовальную школу ОПК в Санкт-Петербурге.
После 1917 года работала в Псковской художественно-промышленной школе им. Н. Ф. Фан-дер-Флита. Кстати, здесь у нее учился и Алексеев-Гай Г. А., о котором речь ниже.
Преподавала рисунок, композицию, историю мировой художественной культуры, заведовала мастерскими ткацкой, костюмной, игрушечной.
Участвовала в выставках Творческого объединения псковских художников в 1920-е годы.
Следующая выставка, открывшаяся 6 ноября 1927 г. в художественном отделе Псковского музея, не была столь мощной и запомнившейся как её предшественница, тем не менее, и здесь выставлялось ряд интересных, своеобразных работ. Особо посетителям запомнился посмертный уголок картин недавно скончавшейся в то время художницы Назимовой.
https://erp.pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps43/ps-43-12.pdf
Это, увы, пока все.
Внучка декабриста Кожевникова, родственница другого декабриста-псковича М. А. Назимова (материалов никаких пока не нашла).
2. Григорий Анкудинович Алексеев-Гай (05.01.1900, д. Горы Витебской губ. - 1968, Псков)
Живописец круга Петрова-Водкина. Из многодетной старообрядческой семьи. Учился:
- в 5-летнем городском училище в Севастополе (1909-14);
- в 1914-1919 – на отделении художественной обработки стекла Псковской художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита;
- в 1920-1925 - во ВХУТЕМАСе;
- в ВАХ по живописному факультету.
Член Творческого объединения псковских художников, с 1920 - участник выставок в Пскове и Ленинграде.
Работал художником для газет «Псковский набат» и «Псковский колхозник» (с 1927). Вел изобразительное искусство в изостудиях Дома Красной Армии, Дома пионеров, в средних школах города.
В годы оккупации преподавал в созданной в 1941 году скульптором Собакиным русской художественно-промышленной школе.
После войны помогал Е. Н. Морозкиной в восстановлении Савво-Крыпецкого монастыря.
3. Коренев Петр Максимович (1866 – 1934)
Ученик Академии Художеств с 1890 года по 1894. Получил признание:
- в 1892 году – серебряную медаль;
- в 1893 году – тоже;
- в 1898 году – звание художника за картины "В бильярдной" и "Странник".
В 1900-1916 годах жил в Пскове, преподавал рисунок:
- в реальном, землемерном училищах;
- в городских рисовально-технических классах;
- в 1913-1916 годах – в художественно-промышленной школе им. Н. Ф. Фан-дер-Флита.
4. Иванов Илья Степанович (1797 – 1846, Псков)
Рисовальщик "из классных чиновников, в Псковской губернии на службе состоящих". Ученик чертёжного училища межевого департамента при Сенате. С 1821 года – землемер Гдовского уезда, с 1830 года – псковский губернский землемер.
В начале 1837 года открыл в Пскове собственную литографию. Летом 1837-го был послан губернатором Пещуровым (выполнившим просьбу близких А. С. Пушкина) снять два вида могилы А. С. Пушкина и домика в Михайловском. Два графических листа в числе 8, "снятых с натуры" и переведенных на камень литографом П. А. Александровым, были отпечатаны в собственной литографии Иванова.
В 1837-1838 годах вышли в свет две тетради литографий "Галерея видов г. Пскова и его окрестностей". Тексты описаний, сопровождающие листы, также были составлены Ивановым, использовавшим материалы Е. Болховитинова.
В первую тетрадь вошли::
- Псков с юго-западной стороны с изображением крестного хода, возвращающегося в Печерский монастырь;
- Изборск;
- Пролом Стефана Батория (с изображением А. Н. Пещурова и его семьи);
- Святогорский монастырь.
Во вторую тетрадь:
- Мирожский монастырь и губернская гимназия;
- Печерский монастырь (с автопортретом художника);
- Снетогорский монастырь;
- сельцо Михайловское (с изображением А. С. Пушкина верхом, П.А. Осиповой в карете).
Некоторые листы были раскрашены.
"Необыкновенное искусство исполнения, от которого не отреклись бы похвалиться и столичные наши художники", – характеризует его творчество издание. Альбом Иванова был благосклонно принят в дар императором Николаем I.
В 1838 году был издан результат его многолетней работы – "Атлас Псковской губернии".
Атлас состоит из 9 карт с изображением города Пскова и 8 его уездных городов с их видами(раскрашенные литографии). Там же содержатся исторические сведения и статистические данные (сохранился один экземпляр в РНБ). Менее известны работы Иванова как землемера – например, корректировка проекта Братских келий в Елеазаровском монастыре (1837 год).
5. Иванов Евфимий (XIX)
6. Денисов (Середина XIX века)
В 1842-43 гг. по преданию старожилов старанием бывшего при сей церкви старосты Ладыгина "...главная церковь приведена в благоустроенный вид: иконостас сделан новый с колоннами".
В 1867 г, в. придельной церкви иконостас заменен новым.
http://www.opskove.ru/object/104378712?lc=ru
О бОльших изменениях сведений не нашла. Хочется предположить, что сохранилось творение живописца Денисова )))
7. Гагенмейстер Владимир Николаевич
Художник-керамист. место рождения – Выборг. Учился в Псковской гимназии, затем перешёл в Сергиевское реальное училище, которое окончил в 1904 году.
Окончил керамическое отделение Центрального училища технического рисования барона Штиглица (ЦУТР) и педагогические курсы при училище.
В 1913-1915 годах преподаватель керамики в Псковской художественно-промышленной школе им. Н. Ф. Фан-дер-Флита. Автор рисунка обложки к "Спутнику по древнему Пскову" Н. Ф. Окулича-Казарина (1911 год).
Позднее работал в Каменец-Подольске.
Работал в технике литографии, выполнял архитектурные пейзажи и портреты (1922-1928 годы). Участвовал в выставках с 1929 года. Арестован 12.12.1937 года в Киеве. Приговорен к расстрелу 81.12.1937.
БОльшая часть произведений В. Гагенмейстера погибла во время оккупации, поэтому работы художника сейчас –.большая редкость.
8. Бочеров Михаил Венедиктович
Живописец (1859). Написал иконы "Спас" и "Знамение Богоматери" в церкви Варлаама Хутынского в Пскове.
В том же году в Никольском приделе храма расписал стены и алтарь.
В Никольском приделе сохранились росписи потолка и стен по штукатурке масляной краской конца XIX в. На сев. стене Василий Великий в рост и "Нагорная проповедь Христа". Южная стена: в простенках между окнами - святые мученицы и митрополиты.
...В четверике - такая же роспись купола, барабана и подпружных арок (розетки в квадратах).
http://pleskov60.ru/leona-pozemskogo-53.html
В литературе не нашла сведений о разрушениях или поновлении росписей. Так что могу предположить, что они подлинные Бочерова )))
9. Бирин Алексей Сильвестрович
Живописец. Упоминается как живущий в приходе псковской Варлаамовской церкви "мастер из учителей рисования".
В 1885 году реставрировал чудотворный храмовый образ "Богоматерь всех скорбящих Радости" и сделал для него резную раму.
В особом отделении притвора находится чудотворная икона Всех Скорбящих Радости (2 ар. 1 в. Х 1 ар. 7 в.) старинного письма. Нижняя часть иконной доски подпилена. https://azbyka.ru/palomnik/
(Даже если это и не она, все равно приятно увидеть.)
В том же году обновил иконы храма Георгия "со Взвозу" в Пскове, а в Покровской церкви погоста Елин Островского уезда возобновил икону "Покров Богоматери".
Источники:
Путеводитель Окунева. Калейдоскоп
Псковский биографический словарь
Ну, и везде по "мелочи", за которые авторам заочно бесконечно благодарна
Если покажется интересным, отметьте. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.