СПОЙЛЕР
На первый взгляд в фильме поставлена проблема великой женщины за спиной мужчины. Чистое угнетение и эксплуатация. А также проблема обмана: муж обманывает не только весь мир, ставя свое имя на книги, написанные его женой, но и жену. За жизнь, полную лжи муж получает нобелевскую премию. Хотя проблема решалась довольно-таки легко - поставь жену соавтором, и нет конфликта.
Вся проблематика, казалось, лежит на поверхности: смотри фильм и возмущайся нехорошим мужчиной. Буквально штамп или актуальная тема - гений оказывается отвратительной личностью.
Намеренно или нет, по желанию сценариста фильма (или автора книги) или нет, но конфликт оказался куда глубже.
Ведь герои фильма спорят о том, кто же из них получил награду! И смотрите, в отличие от фильма "Большие глаза", где присвоение мужем авторства бесспорно, в истории "Жены" конфликт - кто же является автором - поставлен четко и однозначного ответа мы так и не получили. То есть речь идет вовсе не о взаимоотношениях между мужем и женой.
Мы получаем довольно глубокий конфликт и конфликт вовсе не личностей, а скорее творческих процессов: Что важнее в произведении идея или содержание?
Мы видим в кадре в самолете мужа, который заносит в большой блокнот идеи и наброски к будущей книге. Он в процессе. Он не вне, он не присваивает заслуги жены себе, он создает "оплодотворяет" сознание жены. Мы видим, как часами, днями, годами жена воплощает идеи мужа в рукопись, питает и оживляет своей кровью, душой, жизнью это детище.
Это проблема не только творческого плана, она и на уровне юнговских анимы и анимуса, души и разума. Но нас интересует затронутая тема: идея или содержание? - что же делает книгу книгой. Кто из героев по праву получил нобелевку? Почему в фильме награждается муж?
И вот с этой точки зрения конфликт вдруг становится почти нерешаемым.
Конфликт для нашего времени актуален донельзя, потому что все кинулись учиться писать тексты, сосредоточились на сюжетах и героях, на оживлении некой выдуманной истории, да на том же автофикшн. Идея в книге – это некий общезначимый конфликт, общезначимый смысл. Если с сюжетом поиграть может почти каждый, то для возникновения идеи в сознании требуется много факторов. Проще говоря, идеи – для избранных.
Текст может быть хорош и сам по себе, но общезначимая идея, выраженная через текст, может получить нобелевскую премию, если брать наш фильм.
И вот тут и кроется конфликт фильма. Получила бы жена премию, ведь это она просиживала годы для создания книг? И ее возмущение – словно возмущение современных авторов, которые бьются годами над своими текстами, над своими душевными и интересно запутанными историями, но не могут выйти на высокий уровень. Ее возмущение нам понятнее. На первый взгляд мы ей сочувствуем.
Сопереживать мужу, который прекрасно понимает, что его идеи без жены остались бы невоплощенными, да который к тому же и предатель в отношениях, мы не можем. Он умирает, жена однозначно права, как нам представляют это, спор выигран, правда вскрыта. Но жена сидит с его блокнотом, и перед нами пустые страницы. И она вместо того, чтобы дать добро журналисту на правду о ней, об ее авторстве, угрожает ему судом. Не потому ли, что поняла, что книга начинается не с пустых страниц, а с идеи в голове, не потому ли, что осознала роль мужа в создании книги?