Мы уже как-то рассказывали о кухне средневековых монголов. В статье мы упомянули о том, чем обыкновенно питались кочевники, ссылаясь на книги европейских путешественников, волею судеб оказавшихся в ставке у хана и прожившихся с ними долгое время. Однако мы не касались вопроса походной еды монголов, потому следует исправить этот недостаток.
Итак, описывая быт монголов, венецианский путешественник Марко Поло, проведший с ними несколько лет, оставляет любопытные замечания. Так, он пишет, например, что, когда степняки отправлялись в новую кампанию, прихватить с собой могли не одну, не две, а до восьми лошадей. О том, почему этот факт важен, станет понятно чуть позже.
Когда монголы отправлялись в затяжной поход, который мог длиться месяц или больше, они почти ничего не брали с собой, обходясь минимальными запасами. От голода спасало молоко, которое кочевники сгущали до состояния пасты. Однако одним «недосыром» сыт не будешь – требовалось что-то более питательное.
В раскрытии этой загадки нам частично поможет другой отрывок из сочинения Поло. Так, венецианец пишет:
«Если же им [монголам] надо совершить десятидневный безостановочный переход, они вообще не берут с собой ничего, а лишь пьют кровь своих лошадей, вскрывая им яремную вену на шее».
Естественно, одной кровью лошадей удовлетвориться монголы не могли. Во время похода, пока их непарнокопытные «товарищи» щипали травку, они отвлекались на охоту на мелких зверей (сусликов, кроликов и прочих).
Интересную подробность о жизни монголов также приводит Киракос Гандзакеци. Этот армянский историк XIII в. оставил после себя «Историю Армению». Солидный отрывок его труда посвящён роли монголо-татарского ига в жизни региона, к которому он, конечно, относится отрицательно. Но, главное, сам Киракос побывал в плену у кочевников, и, будучи непосредственным очевидцем того, как они жили, также оставил ряд сведений об их питании. В частности, он писал, что монголы едят вообще любое мясо, в том числе и лошадиное.
Вернёмся к отрывку Марко Поло, утверждающему о том, что степные воины могли брать с собой вплоть до восьми лошадей, и паззл начинает складываться. Коней монголы не только меняли после длительных переходов, но и употребляли в пищу.
Естественно, в один присест съесть лошадиное мясо нельзя. Куски конины оказывались под седлом. Как рассказывал французский рыцарь Жан де Жуанвиль, они целые сутки находились в таком положении под палящим солнцем. И к вечеру монголы будто бы были уже готовы употребить их без какой-либо обработки, без варки или жарки. Называли это дело «бифштексом по-татарски».
Рацион монголов во время похода нельзя было назвать разнообразным. Однако передвижение без обозов давало им большое преимущество. Ничто не могло сковать движение степняков. Потому они могли преодолевать большие расстояние в кардинально маленькие промежутки времени. Неудивительно, что многие авторы сравнивали монгольские полчища с саранчой, стремительно нападающей и уничтожающей всё на своём пути.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!