«Побывать в Индии и не увидеть один из самых ярких фестивалей – праздник красок – было бы непростительно и опрометчиво», – думала я. Наверное, многие видели в кино или в передачах, как весело и жизнерадостно проходит этот фестиваль: все смеются и обсыпают друг друга цветными красками. Однако если вы видите такие беспечные кадры, то вряд ли они из Индии. Потому что в современной Индии мне было не до смеха. В этой статье я расскажу почему.
Фестиваль красок, или Холи, проходит весной. Он не привязан к конкретным числам и проводится с учетом лунного календаря. Длится фестиваль несколько дней, и мы как раз успевали к самому началу. Это религиозный праздник и я планировала поучаствовать в нем вместе с паломнической группой в одном из самых духовных городов Индии – Вриндаване. По городу уже стояли чучела Холики, которые ночью должны были сжечь. А мы не могли дождаться начала.
Но начался фестиваль странно. Рано утром мне постучал в номер отеля один из сотрудников, и под предлогом отдать бутылку воды, разукрасил меня фиолетовой краской. Во время завтрака сотрудники все бегали и стремились нас тоже максимально пометить. Но пока ещё спрашивали разрешения. Что же будет на улице? А на улице была настоящая вакханалия. В дни фестивалей в Индии никто не работает: все ходят по улицам, скандируя имена богов и веселясь.
Веселье заключается в том, чтобы «употреблять» и обсыпать туристов красками. Обсыпают так, что мало не покажется. Я была в очках и маске, но все равно частицы сухой краски забивали нос и попадали в глаза. Индусы не церемонились: догоняли и обсыпали сзади, швыряли сухой порошок в лицо. Когда сыпят со всех сторон, трудно увернуться. Хуже если вы едете в тук-туке – тут вообще никуда не деться и достанется по полной программе. Но это ещё цветочки.
Я не успевала никого обсыпать, потому как постоянно приходилось обороняться. Индусы набегали толпами, окружали и просили фото. Ничего не подозревая, я останавливалась, и тут начиналось – один фоткает, а другие мажут краской и трогают за все места. От такого неожиданного поворота, я старалась придерживаться своей группы и не отставать, но меня периодически отбивали от своих: мазали и лапали. В этот день мое уважение к индусам и их религиозной культуре сильно пошатнулось.
У нас в группе была парочка влюбленных, и там мужчина свою женщину просто загораживал своим телом, чтобы ее никто не тронул. Остальным же досталось всем. На территории храмов нас не трогали и тут мы могли выдохнуть и прийти в себя. После прогулки мне пришлось час отмываться от красок и стираться в номере отеля. А потом еще и генералить номер.
Следующий день обещал быть ещё «веселее». Туристки из нашего отеля возвращались из города с испуганными глазами в ужасном состоянии. Наша группа планировала схитрить и обсыпаться перед отелем, чтобы нас не трогали. Я решила перестраховаться вдвойне и взяла сопровождающего из отеля. Он буквально держал меня за руку. Но мы недалеко ушли. Мой местный сопровождающий постоянно твердил, что надо вернуться в отель, потому что идти по улице небезопасно.
На второй день индусы продолжали налетать толпами, но были более агрессивны. Когда я поняла, что могу остаться и без телефона, и без одежды, я послушала своего гида, и мы вернулись в отель. В этот раз мне пришлось мыться ещё дольше, потому что в этот день помимо сухих красок, отовсюду обливали водой с едким пигментом.
На третий день я даже не высовывалась. Потому что чем дальше, тем хуже. Красками уже не обсыпали – обливали помоями. Все магазины в это время закрыты – самоубийц нет. Из окна номера я слышала безумные завывания местных и содрогалась от мысли о том, что когда-то придется выйти. Я не узнавала свою любимую и безопасную Индию. Но как только фестиваль закончился, все вернулось на свои места. Никто уже не кидался на меня на улицах, но зато я шарахалась от каждой тени. И, пожалуй, во время фестиваля красок я больше в Индию не поеду. Мне хватило впечатлений на годы вперед.
Индийские обезьяны-террористы.