Думается, при изучении истории вина (и не только вина, конечно) вы не раз сталкивались с какой-нибудь распространённой историей, которая в различных пересказах звучит немного (или сильно) по-разному, так что даже непонятно, происходила ли она на самом деле или это миф. В истории хереса тоже есть такая история: о том, что захваченный при налёте на Кадис грузовой корабль с хересом привёл к бурному росту его популярности в Англии, при этом подробности захвата разнятся от источника к источнику. Чем злобствовать на плохую культуру копирования в интернете, решил я, лучше попробовать по возможности разобраться, как всё было на самом деле. И всем рассказать. Чем и займусь.
Исходные данные
На различных интернет-страницах я встречал множество версий этого события, которые условно можно разделить на следующие группы:
- Дрейк захватил в гавани Кадиса корабль с хересом;
- это был не Дрейк, а Фробишер;
- херес был продан в гавани Лондона;
- нет, это был Плимут/Бристоль;
- королева получила половину дохода с продажи;
- нет, херес был подарен королеве.
Количество бочек на этом судне при этом колеблется.
Среди этих ресурсов, большинство из которых, разумеется, посвящены истории вина, то есть хереса, то есть вряд ли их можно заподозрить в серьёзном знании военной истории, выделяется книга «Захватить Англию!» С. Махова и С. Сизонова, известных историков флота в современных условиях. Там в описании налёта на Кадис можно встретить такую фразу:
Стоит также упомянуть и ещё об одном захвате – Мартин Фробишер увёл из Каракки [военный порт в Кадисской бухте – О.В.] большое торговое судно, груженное 3000 бочками с хересом. Опасаясь упадка дисциплины, этот приз под конвоем двух пинас побыстрее спровадили в Англию.
С небольшими вариациями этот же текст повторяется и в истории Ирландии, которую С. Махов публиковал в прошлом году на профильном сайте.
Казалось бы, авторитетный историк знает, о чём пишет, вопрос закрыт. Увы, немного зная не самую внимательную работу автора с источниками, я решил перепроверить эти слова. А началось всё с Фробишера…
Неуловимый Мартин
Дело в том, что чуть ранее в книге (и в других источниках можно найти такую же информацию) описан состав эскадры Дрейка:
перестроенный в 1581 году 47-пушечный «Элизабет Бонавенчур» (флагман, командующий сэр Френсис Дрейк), 38-пушечный галеон «Голден Лайон» (вице-адмирал Уильям Берроуз), 41-пушечный «Дредноут» (исполняющий обязанности контр-адмирала кэптен Беллингхэм) и 40-пушечный новейший «Рейнбоу» (кэптен Томас Феннер). Остальные 20 кораблей (в основном мелкие парусно-гребные суда – пинасы) экспедиции были зафрахтованными приватирами.
Как видите, Фробишера среди командного состава экспедиции нет. А теперь обратимся к фигуре Фробишера.
Мартин Фробишер в описываемый момент времени мог бы носить звание вице-адмирала Королевского флота (не носил, поскольку Дрейк и все остальные каперы формально не состояли на английской службе: такой формат был принят в ещё только развивающемся английском флоте для "дешёвого" противостояния доминированию Голландии и Испании). Буквально только что, в предыдущем году, они с Дрейком вернулись из экспедиции в Вест-Индию, где Фробишер был младшим флагманом (заместителем командующего) у сэра Френсиса. Он никак не мог не быть в командном составе налёта на Кадис, если бы там присутствовал. Более того, в персональной книге, описывающей деятельность Фробишера и только его, нет ничего о его участии в рейде (хотя данный период там описан довольно смутно, вроде бы он командовал кораблями, крейсировавшими у нидерландских берегов, но в конкретных действиях не участвовал).
В общем, всё это вместе однозначно убеждает в одном: Фробишера под Кадисом не было; и соответственно ставится под сомнение всё донесение целиком. Поскольку англичане уж точно знали, был там Фробишер или его не было, я предполагаю, что данное сообщение, которое тиражируется в большинстве источников, взято из документов за авторством испанцев, которым после налёта на Испанский Мэн всюду чудились как Дрейк, так и Фробишер. С другой стороны, испанцы лучше других должны были знать, сколько и чего было на том корабле. Но так ли ценен был этот груз, как утверждается?
Немного хереса в холодной Англии
Чуть позднее в ходе той же экспедиции Дрейк захватил торговое судно "Сан-Филипе" из Нового Света, которое перевозило наиболее ценные товары той эпохи: золото и специи. Общая сумма продажи товаров с призового судна составила более 100 000 фунтов (умопомрачительные по тем временам деньги), и примерно половину из них действительно получила королева Великобритании – таков был договор между ней и Дрейком при организации экспедиции, это была фактическая плата за предоставленные "ресурсы": корабли и людей. Так вот, никакой херес в этом финансовом документе не упоминается и, очевидно, стоимость его и других призов из Кадиса полностью меркла на фоне "Сан-Филипе". Документов о продаже собственно хереса нет, поэтому вариаций, как обычно, масса: подарили королеве, продали в Плимуте (именно этот порт был местом прибытия Дрейка, а вовсе не Лондон, поэтому продать что-то в лондонских доках ему было затруднительно). Махов в последнем на данный момент тексте на эту тему вовсе пишет, что Дрейк подарил королеве 27 бочонков, оставив остальное себе (ну то есть он их, конечно, продал, но деньги эти, видимо, прикарманил).
Так сколько же всего было хереса? Большинство источников из тех, что пограмотнее, оперирует числом 2900 (и далее идёт округление до 3000 в следующих, и 300, когда потеряли нолик). Источником этой информации Википедия считает Julian Jeffs . The Wines of Spain – увы, это тоже своего рода "мурзилка". Конкретный источник найти так и не удалось, но есть шанс, что это тот же испанский отчёт, который "отдал" этот херес Фробишеру – впрочем, по части количества ему всё-таки больше оснований верить.
Попробуем перепроверить эту информацию по британским источникам. Самый старый (и по сути – самый достоверный) сборник документов по налёту на Кадис даёт лишь несколько неполных и противоречивых фактов. В основной части описания налёта даётся информация о захвате "2 000 тонн вина" (тонна в данном случае – мера объёма товаров, и вина в том числе, равная 954 литра). Это вполне можно согласовать с информацией о 2900 бочках, если попробовать привести их к одному из популярных в те годы форм-факторов бочек: по разным данным, это могли быть или 600-650-литровые буты, или 550-литровые пайпы (pipes действительно упоминаются в документах, но это не значит, что англичане измерили объём, а не просто использовали знакомое слово).
2 000 * 954 / 2 900 = примерно 658 л
В другом отчёте, составленном в период налёта, но неким португальским купцом с чужих слов, говорится о том, что было захвачено 1500 бочек вина на одном корабле и ещё около 4000 всего (либо это количество было уничтожено). Увы, точное количество найти не удаётся, но приведённый выше расчёт вполне убедительный.
Отдельно нужно обратить внимание ещё на пару тиражируемых неточностей:
- "именно с этого момента началась популярность хереса в Англии, особенно при дворе" – нет, как мы только что показали, непосредственно ко двору того хереса попало совсем немного (по крайней мере, поначалу). Что касается популярности в Англии в целом, уже в 1548 году 2/3 (!) производства вина в регионе Херес шло на экспорт в Англию и Фландрию. Британцы и без Дрейка отлично знали, что такое херес.
- "захваченный херес составлял 10% урожая этого вина в Испании" – поскольку в том же 1548 году производство в Хересе составляло 60 000 бочек, а захвачено было около 3 000, то это около 5% (вряд ли урожайность и производство вина за 30 лет сильно изменилось, и уж точно оно не упало).
О хорошем
Находить достоверную информацию в Интернете действительно сложно, и даже серьёзные издания (не будем показывать пальцем) перепечатывают друг у друга басни или просто придумывают. Могу сказать, что по части описания темы статьи наиболее адекватный текст находится на сайте Why Why Wine, хотя и там без фантазий не обошлось. Даже официальный сайт региона Херес, мягко говоря, не точен! Что касается описания события в целом (зная контекст, гораздо проще понять, где ошибки в деталях), то лучше читать профессиональные тексты:
В общем, удачи вам в непредсказуемом океане всемирной сети, и не забывайте пить херес!