Вот бывает собираешь грибы, но если попал на богатые грибные места, то возвратившись домой, высыпая урожай на газету, поражаешься некоторым находкам. Думаешь, да как они попали в корзину? Где я их повстречал?
Так произошло с моим читательским портфелем. Случайно попадает в него литературный журнал "Рассказы", случайно выбираю один из них, знакомлюсь и уже не могу оторваться. Автор рассказа Олег Савощик, название "Черный человек". Мой постмодернистский подход привел меня к постмодернистской литературе.
Рассказ ведется от лица главного героя. Но главный герой представляет собой весьма одиозную фигуру: то ли человек, то ли дьявол во плоти – не разберешь. Да и вообще по тексту убеждаешься, как ему глубоко наплевать на все вокруг, и ты, как читатель попадаешь в двоякое положение – ты за ним следишь, копаешься в его грязных отношениях, и в этом желании чувствуешь себя не лучше чем трубочист из детского стишка. Как там? "А нечистым трубочистам стыд и срам."
Рассказ наполнен абсурдными поступками, злом, развратом, цинизмом, несчастными случаями, и прочее и прочее, из серии, скажем так, бесовских развлечений.
Квест на тему "Как быть сволочью". Он и есть этот рассказ. И герой проходит этот квест безукоризненно. Ну приведем пару вырезок из текста (они стоят того).
1. Бросить в беде человека
"Я никогда не забуду ту ночь. Все началось со звонка, который меня разбудил.
Это повторилось третий раз за последние полгода. Всего одна цифра рознит номер круглосуточной психологической поддержки с моим. Какая ирония: доведенному до отчаяния так легко промахнуться дрожащим пальцем мимо нужной кнопки.
…Он все ныл и ныл что-то о своей жене, о детях; о деньгах, конечно. Среди всхлипов и не разобрать было, а я даже не старался вникать. Взрослый мужик, судя по баритону, плакался мне в трубку, как мальчишка".
Но наш герой ему не поможет, потому что несет зло, желает зла, творит зло, и не считает нужным подводить под это какие-либо теории.
2. Бросить девушку, которая признается тебе в любви
"Дожидаться ответа не стал, сразу удалил свой аккаунт и всю переписку.
Вернулся лишь через две недели, чтобы убедиться: Надя больше не выходила в сеть, и никто из общих знакомых по чату не знал, куда она пропала.
Мне нравилось фантазировать, что она с собой сделала. Тепло внутри будоражило, кипятило кровь, опускалось волнами приятной дрожи к паху, растекалось по ногам".
Еще я подумал, а каким можно представить лицо этого безбожника?
Мне показалось, что он импозантен с претензией на благородство, уверен в себе, ибо легко добивается своих целей, и красив, иначе бы не нравился женщинам. И я нашел такого, как ни странно, среди фотографий бомжей у знаменитого фотографа Ли Джеффриса.
Как себя ощущает этот постмодернистский Печорин?
Извольте.
"Ведь если человек силен настолько, насколько сильна его темная сторона, то я самый страшный ублюдок в этом лифте".
Конечно, рассказ следует прочесть, сюжет закручен, намагничен, автор слов на ветер не бросает. Прочесть стоит потому, что крайне полезно видеть мир не только добрыми карими глазками бабочки, но и желтыми глазами хищника.
Чем же заканчиваются такие истории? Нет-нет! Никаких спойлеров.
Скажу лишь, что одна из подсказок дана в стихотворении Дарьи Маджары «Кого-то убьет сосулькой…», на второй страничке журнала.
"Охотник бродил в лесу, искал для себя забвения
Черна была его суть, как пепел, сметенный веником.
................................................................................................
...Охоту в лесу ведут не только одни охотники".