Найти тему
KOREA HERALD RUSSIAN EDITION

Пандемия способствует росту стартапов в Южной Корее

Положит ли бум стартапов конец господству горстки конгломератов, принадлежащих богатым семьям?

Курьер забирает еду в ресторане в Сеуле (Ренхап)
Курьер забирает еду в ресторане в Сеуле (Ренхап)

В начале марта южнокорейский гигант электронной коммерции Coupang дебютировал на Нью-Йоркской фондовой бирже, собрав 4,6 миллиарда долларов в ходе первичного публичного размещения акций.

Успешный дебют южнокорейского стартапа, поддерживаемого Softbank, на фондовом рынке США, вскоре стал главной темой для разговоров в южнокорейской экономике, в которой доминирует горстка конгломератов, что вызвало ажиотаж среди растущего числа местных стартапов.

Этот шаг также последовал за годом, отмеченным ростом числа «единорогов» - термин, придуманный для стартапов с рыночной стоимостью более 1 миллиарда долларов, - которых страна насчитывала 15 по состоянию на июль этого года. Еще одним признаком этой тенденции является то, что председатель Kakao Ким Бом Су, чья компания начинала как стартап, победил вице-председателя Samsung Electronics Ли Чжэ Ёна в рейтинге миллиардеров Bloomberg и стал самым богатым человеком в стране с чистым активом в 13 миллиардов долларов по состоянию на этот месяц.

Министерство по делам малого и среднего бизнеса и стартапов Южной Кореи заявляет, что в стране существует больше единорогов, чем когда-либо прежде, от приложения Zigbang, занимающегося блокчейн-технологиями, Dunamu до Kurly, оператора платформы электронной коммерции Market Kurly, хотя Coupang был вытеснен из списка после его листинга в США.

Эти три компании, соответствующие услуги которых охватывают сделки с недвижимостью, инвестирование в криптовалюту и покупку продуктов, продолжали обслуживать потребности многих людей, поскольку пандемия коронавируса охватила несколько секторов экономики, включая туризм и розничную торговлю.

«В рамках глобальной тенденции коронавирус оказал серьезное влияние, ускорив цифровизацию бизнеса. И с появлением большего количества причин для перехода на бесконтактные и цифровые технологии, компании с такими решениями выросли в цене, причем не только крупные технологические компании, но и стартапы, которые являются первопроходцами в ориентированных на будущее секторах», - сказал Лим Чон Ук, управляющий партнер венчурной компании TBT.

Оператор платформы путешествий и отдыха Yanolja, один из 15 единорогов Южной Кореи, объявил в прошлом месяце, что привлек 1,7 миллиарда долларов в виде финансирования от SoftBank Vision Fund 2. То, что начиналось как приложение для бронирования жилья, теперь предлагает решение для управления отелями примерно в 170 странах по всему миру, поскольку он стремится возглавить цифровую трансформацию отелей.

«У нас есть супер-приложение Yanolja для южнокорейского рынка и облачное решение для автоматизации для зарубежных рынков. Это быстрорастущие рынки с огромным потенциалом, и мы считаем, что недавнее финансирование является признанием нашей технологии и отличной команды», - сказал Ли Сан Чжин, директор по бизнесу решений в Yanolja Cloud.

Market Kurly, оператор платформы по доставке свежих продуктов, также объявил о привлечении инвестиций в размере 225,4 миллиарда вон (193,78 миллиона долларов), при этом его корпоративная стоимость увеличилась более чем вдвое по сравнению с прошлым годом и составила 2,5 триллиона вон.

Платформа, запущенная в 2015 году, быстро росла, собрав 953 миллиарда вон выручки в 2020 году - рост на 123,5 процента в годовом исчислении - поскольку она была пионером в доставке на следующее утро и сосредоточилась на предложении высококачественных продуктов в стране.

Растущий список единорогов противостоит тенденции таких конгломератов, как технологический гигант Samsung и глобальный автопроизводитель Hyundai Motor, которые десятилетиями доминировали в экономике. Горстка корпоративных групп, принадлежащих богатым семьям, известная как «чеболь», властвовала на самых разных рынках - от электроники и розничной торговли до энергетики.

Чон Се Хи, директор Министерства малого и среднего бизнеса и стартапов ЮК, заявил в прошлом месяце, что недавний всплеск знаменует «второй бум венчурного капитала в стране» и «смещение парадигмы структуры экономики Южной Кореи от конгломератов к венчурному капиталу и стартапам».

Профессор Со Ён Гу из факультета делового администрирования Университета Сукмён сказал, что основным выводом недавнего бума единорогов должна стать постановка долгосрочных целей на будущее.

«Наличие 100 единорогов не приведет к 5-процентному ежегодному экономическому росту южнокорейской экономики. Но вместо того, чтобы желать удачи, мы должны сосредоточиться на поощрении молодых людей начать свой собственный бизнес, который может стать единорогом, поскольку четвертая промышленная революция быстро захватит мир», - сказал он.

По словам Со, в прошлом дистрибьюторы создавали и доставляли продукцию клиентам в одностороннем порядке. Но платформенный бизнес в последнее время вырос среди ИТ-стартапов, особенно в связи с ростом популярности бесконтактных сервисов в условиях пандемии.

В сочетании с более широким доступом в Интернет благодаря смартфонам это также означает, что отношения между корпорациями и потребителями быстро меняются.

«Поскольку информационный дисбаланс в значительной степени уменьшился по сравнению с прошлым, права потребителей укрепилась», - сказал он.

Поскольку взаимодействие становится ключевым элементом в платформенной бизнес-модели, предприятия, основанные на приложениях, такие как приложение для доставки еды Baemin или платформа электронной коммерции Coupang, становятся объектом более пристального внимания общественности и бойкотов, когда возникают этические проблемы, такие как плохие условия труда и безопасность на рабочем месте.

Хотя изменения могут быть медленными, по мнению профессора Ли Чон Хи из Колледжа бизнеса и экономики Университета Чунан, недавний бум стартапов показывает, что экономика Южной Кореи двигается в правильном направлении. По словам Ли, южнокорейские единороги смогут вырасти в крупные технологические компании, такие как Amazon, Facebook и Google, которые на данный момент возглавляют экономику США.

«Конгломераты в конечном итоге ищут двигатели роста в стартапах с потенциалом на рынке, когда они не могут найти их внутри себя. Но поскольку стартапам требуется финансирование, мы также увидим, что все больше крупных компаний вкладывают в них средства, пытаясь изменить свою идентичность и изменить направление», - сказал он.

Ли, однако, сказал, что усилия по поддержанию независимости в управлении имеют решающее значение.

«Если крупные компании возьмут на себя управление даже за счет инвестиций, технологическая отрасль в конечном итоге примет форму корпоративного ландшафта, в котором доминируют конгломераты.

«Вместо вмешательства со стороны инвесторов, было бы идеально сохранить дух стартапа, позволяя учредителям самим вырасти в крупные технологические компании с помощью финансирования со стороны крупных компаний», - сказал Ли.

Однако Со из Университета Сукмён говорит, что рост стартапов, возможно, не является хорошей новостью для ищущих работу.

«Пожизненная работа в крупных компаниях больше не доступна. Вместо этого будет больше возможностей в гиг-экономике (экономике свободного заработка).

«Возможно, вам придется иметь более одной работы: например из 7 дней недели пару дней доставлять еду, а потом пару дней работать в кафе или магазине», - сказал он.

Автор: Лим Хён Су (hyunsu@heraldcorp.com)

#южнаякорея #корея #экономика #бизнес #стартапы #инвестиция #инновация #цифровизация #финансы #технология