В 1702 году Россия отошла от последствий Нарвской баталии, с которой так неудачно началась Великая Северная война и так как король Карл XII находился далеко, начала потихоньку захватывать шведские крепости одну за другой.
В сентябре дело дошло до осады крепости Нотебург, которая за сотню лет до этого была русской и называлась Орешек, но в Смутное время попала к шведам вместе со всеми окрестностями. К осаде Нотебурга готовились настолько серьезно, что ради выхода к Неве проложили от Белого моря к Онежскому озеру Осудареву дорогу, по которой протащили волоком два корабля.
26 сентября началась осада Нотебурга. Причем в осаде принимал участие сам царь Петр Алексеевич.
С 1 октября русские открыли бомбардировку, после чего за крепкими городскими стенами стало неуютно. Ведь ядра не разбирают, куда им прилетать. А комендант крепости Шлиппенбах пока сдаваться не собирался, так как рассчитывал на помощь. Но с помощью не заладилось. Она не пришла. А пушки продолжали стрелять.
3 октября шведы сыграли шамад.
Шамадом тогда называли музыкальный сигнал, обычно специальную барабанную дробь, которую подавала одна из воевавших сторон, чтобы сообщить, что у нее есть предложения или просьбы – например, собрать раненых и покинувших этот мир. Или, к примеру, передать письма. Так как войны тогда вели по-джентельменски (не всегда, конечно, но старались), то гонец, которого отряжали с шамадом считался неприкосновенным, а боевые действия временно прекращались, пока барабанщик находится у противника. Правда, его могли и не вернуть, такие случаи бывали и у наших, и у шведов.
Так вот, когда шведы ударили шамад, то Петр посчитал, что комендант крепости имеет, что предложить русским на предмет сдачи. Но на самом деле барабанщика послала жена Шлиппенбаха, решившая обратиться к русским с просьбой. Просьба заключалась в следующем:
«…Во имя всех офицерских жен просить о позволении зело жалостно, дабы могли ис крепости выпущены быть ради великого беспокойства от огня…»
Барабанщика с такой просьбой доставили к бомбардирскому капитану Петру Михайлову. Как известно, Петр Алексеевич порой любил предстать то в образе капитана бомбардирской роты, то шаутбенахта. Так вот «бомбардирский капитан» сказал, что по таким пустякам маршала, командующего русской армией, беспокоить не стоит. А он со своей стороны предлагает женам шведских офицеров:
«…изволили б и любезных супружников своих с собою вывесть купно. И с тем того барабаншка, потчивав, отпустил в город…»
Таким образом все остались в городе. А потом 11 октября русские пошли на штурм. И оказалось, что штурмовые лестницы, которые заготовили, были короче, чем надо. И Петр уже решил, что штурм сорвался, и даже приказал командовавшему штурмом князю Голицыну отступать. Но в ответ царю от Голицына передали:
«Скажи Государю, что теперь я принадлежу не Петру, а Богу»
и отступать отказался. А Алексашка Меншиков соберет лодки и самовольно, без приказа, соберет гвардейцев и бросится через Неву на помощь Голицыну. И шведы не выдержат, и ударят новый шамад, чтобы на этот раз капитулировать. И Петр примет почетную капитуляцию, отпустив шведов с знаменами и оружием.
А Нотебург навсегда с тех пор русский. Ключ-город. Город-крепость Шлиссельбург.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм