Производство портвейна в 2021 году (если точнее, здесь и далее будет идти речь о производстве вина из винограда урожая 2020 года: в португальской статистике это называется Campanha 2020/2021) упало почти на 10% или, в числовом выражении, с 75,2 до 70,5 млн л. В определённой степени падение можно было бы оправдать общей тенденцией года: объем производства вина в Дору довольно сильно колеблется (очевидно, в большей степени из-за климатических условий), и как раз 2020 год по урожайности сильно уступает предыдущему рекордному 2019-му; однако именно в категории портвейнов, несмотря на годовые колебания, производство неуклонно падает уже четвёртый год и достигло минимального значения за 7 лет. При сравнении 2021-го производственного года с 2019-м, обладавшим схожим общим объёмом, хорошо видно, что почти 10 млн л «утекли» в сухие вина категории DOP Douro: 9 млн потеряли портвейны и ещё 1 млн дали другие ликёрные вина Douro. Так что если вы, как и я, где-то читали, что производство портвейнов не страдает от общемировой тенденции «осушения» вин, верить этому не стоит.
Ещё сильнее пострадало производство вин категории Moscatel de Setubal, оно и вовсе упало на 40%, с 2,6 до 1,48 млн л. Производство ещё не достигло минимума за последние десять лет, но приближается к этому. При этом в отчётном году совершенно прекратилось производство некатегорийных ликёрных вин в регионе Сетубал. Не то чтобы их там было много и они кому-то были интересны, но тем не менее.
Как ни странно, практически не изменился объём производимых мадер (DOP Madeira), зафиксировавшись в районе 3,5 млн л. С одной стороны, гибкость хозяйств на острове очевидно ниже (а что им ещё производить, если не мадеру), с другой, остаётся надеяться, что они правильно рассчитали будущий спрос на своё вино.
Теперь обратимся к экспорту вин в 2020 году. Спрос на портвейны в общем выражении практически не пострадал – падение относительно 2019 года в объёмах всего на 1,2%, правда, общая стоимость упала на 4,4%. А вот о мадере такого не скажешь: 20-процентное падение и приближение к цифре в 2 млн л (посмотря выше, возникают большие сомнения, что внутри Португалии можно выпить 1,5 млн л мадеры, разве что готовить с ней вообще все блюда). Интересна при этом разбивка на спрос внутри ЕС и в остальных странах: в Европе спрос на портвейны упал почти на 20%, на мадеру больше 30%, а вот в остальных странах рост портвейнов составил больше 100%, и даже мадера чуть-чуть подросла. Тут, правда, сильно портит картину «брексит», ведь Великобритания, известная любительница португальских креплёных, теперь считается «снаружи» Европы. Без учета этого фактора (есть и такой расчёт) общий спрос на портвейны как внутри, так и снаружи упал на несколько процентов.
В списке стран-импортёров портвейна с большим отрывом лидирует Франция, превосходя идущие следом Нидерланды в 2 раза. Великобритания только третья, зато там рост на 13% объёмов и на 6% в плане стоимости вина, тогда как у традиционных потребителей спрос медленно, но неуклонно падает: здесь Испания, Италия, большое падение в Китае, зато США, Канада, Германия спрос удерживают, в Норвегии он вырос на 50%, а в Южной Корее аж на 100. В двадцатку потребителей портвейна входит и Россия с неплохим ростом на 11%. Правда, практически во всех странах упала удельная стоимость вина, то есть покупают более дешёвое, чем раньше, здесь небольшой рост только у Франции и Бельгии. В целом за спрос на портвейн пока видимо волноваться не стоит.
Картина спроса на мадеру по странам очень грустная и пестрит падениями на 20 и 30 процентов, на этом фоне скорее удивляют, чем радуют Италия, Швейцария и Китай с ростом на 10-20 процентов; норвежцы, видимо, распробовали все ликёрные вина сразу, потому что у них и тут рост на 43%, а Финляндия выросла на целых 75. В России же спрос на мадеру (хотя не будем в данном случае забывать и про предложение) упал ровно в 2 раза, став даже меньше, чем на Украине. Необычная особенность при этом состоит в том, что удельная стоимость мадеры подросла во многих странах, а например в Ирландии и Сингапуре при одинарных процентах роста объёмов стоимость выросла более чем в 2 раза. Впрочем, общей грустной тенденции это не переламывает, мадера явно находится на спаде спроса. Традиционный для мадеры рынок США в 2020 году по факту уже пятый в списке импортёров с ужасным падением за 30 процентов. Островитянам срочно надо что-то делать.