С главной героиней, Лизой, вроде бы, всё понятно. Это образец нравственной чистоты, к тому же ещё и красавица – девушка, «прекрасная душой и телом». И мы, читатели, прощаем ей тяжкий грех самоубийства и вместе с автором оплакиваем её бедную судьбу. Однако остаётся непонятным, почему рассказчик так рьяно защищает мерзавца Эраста, погубившего невинную душу, словно оправдывает его: вот так случилось, что промотал деньги, поэтому пришлось идти на тяжёлый компромисс, выхода другого не было, иначе смерть, не физическая, конечно, но то, что в общество несостоятельному должнику вход был бы заказан, – эт точно.
И мы чуть ли не обязаны сочувствовать тому, что Эраст, видите ли, «до конца жизни своей был несчастлив» и «почитал себя убийцею». «Теперь, может быть, они уже примирились!» – такими словами заканчивается история о бедной Лизе. Ах как это прекрасно! Просто слеза умиления выступает на глазах читателя.
Почему у Карамзина оба героя страдающие, если поступок Эраста стал причиной гибели девушки? А вот почему: автор ловко выводит конфликт произведения на более широкую плоскость обобщения: основное противоречие, заложенное в сюжете, заключается не только в социальном неравенстве персонажей, но и в антагонизме двух миров – здоровой идиллической русской деревни с исконной народной нравственностью и алчного города, погрязшего в пороках современной цивилизации. И этот конфликт подчёркивается противопоставлением имён: вполне обрусевшим именем Лиза и «заграничным», светским Эраст.
С современной точки зрения не совсем понятно, почему имя отрицательного персонажа стало популярным после публикации повести Карамзина. Но, видимо, в конце XVIII века читатели воспринимали историю несколько по-другому. В сложившейся ситуации пострадавшими считались оба главных героя, что было связано с осознанием трагичности основного конфликта самой эпохи.
Урок от Карамзина. Частная история двух героев обретает высокую степень обобщения и даёт возможность для более широкой интерпретации произведения благодаря осмыслению социальных, цивилизационных конфликтов.
И ещё один урок:
хочешь вызвать интерес у читателя – найди новых героев, о которых никто до тебя не писал.
Для Карамзина такой героиней оказалась крестьянка. Словно «мимоходом» брошенная фраза «и крестьянки любить умеют» если и не была откровением во времена «Бедной Лизы», то звучала довольно смело. Позже среди литературных героев появятся разночинцы, купцы, босяки… Надеюсь, когда-нибудь поговорим и о них.
Предшествующие части:
Уроки от Карамзина (1) Предисловие
Уроки от Карамзина (2) - "Бедная Лиза". Предыстория
Уроки от Карамзина (3) Если уж взялся рассказывать историю...