Друзья, не случайно в первые годы Советской власти бывший Императорский фарфоровый завод передали Народному комиссариату просвещения. Сегодня, ко Дню учителя рекомендую к прочтению интервью директора ЛФЗ – Зинаиды Игнатьевны Метелицы – из «Огонька» 1976 года. Идеальная картина вырисовывается. Но как хотелось бы чтобы так и было!
Высоцкий С. Ломоносовский фарфор // Огонёк, 1976. – № 15 (2544), 10 апреля. – С. 16 (2 цв. вклейки).
На наших вкладках – фоторепортаж с Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова. Несколько работ из тысяч... Но уже и по ним можно судить о том высоком художественном уровне фарфора, который создал заводу мировую славу. Вазы, настенные декоративные тарелки, чайные сервизы. Очень разные по форме, по манере исполнения росписи, то сдержанной, лаконичной, то яркой и праздничной. У каждого художника своё, очень индивидуальное видение мира, свой стиль. И в то же время есть качества, присущие всему ломоносовскому фарфору: это удивительное чувство гармонии, соответствие художественной росписи форме предмета, тонкий вкус, отвергающий вычурность. Ломоносовский фарфор покоится на двух китах: на народной традиции и классическом стиле.
Работа с фарфором требует от художника предельной собранности и дисциплины, умения на малой площади выразить многое. Ломоносовцам это удается. Их творчество можно определить словами одного французского писателя: «Мало материала, много искусства».
Были в жизни завода и периоды упадка: в 1900 году на Всемирной выставке в Париже петербургский фарфор занял последнее место и подвергся осмеянию за безвкусицу. Произошло это, когда на заводе отступили от народных традиций и пришлые скульпторы и рисовальщики стали слащаво подражать вычурному рококо и сентиментальным пасторалям. А ведь давно известно: тот, кто умеет подражать по-настоящему, подражать не станет.
С пришлыми заводу не повезло с самого основания. При Елизавете залучили из Швеции на русскую службу арканиста (arcanum в переводе с латинского – тайна) Гунгера, оплатили все его колоссальные долги, дорогу, произвели в «Директора над его царского величества фарфоровой мануфактурой», а он оказался проходимцем, делать фарфор не умел. И только стараниями замечательного русского учёного, друга М. В. Ломоносова, Дмитрия Ивановича Виноградова производство фарфора было налажено. Первый в России (и третий в Европе) фарфоровый завод, ставший, по сути дела, академией русского фарфора, был основан в 1744 году.
О том, что характеризует сегодняшний день Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова, одного из передовых предприятий Ленинграда, нашему корреспонденту С. Высоцкому рассказала директор этого предприятия, делегат XXV съезда КПСС Зинаида Игнатьевна Метелица.
– Зинаида Игнатьевна, ломоносовский фарфор не оставляет людей равнодушными. Ваши сервизы, вазы, статуэтки не залеживаются на прилавках магазинов. Будет ли увеличен их выпуск в десятой пятилетке?
– Наш коллектив, партийная организация стремятся использовать все резервы, чтобы увеличить выпуск фарфора. Я думаю, что короче и красноречивее всего об этом расскажут цифры. Планом на девятую пятилетку предусматривался рост объёма производства на 27 процентов, а фактически он составил 59,6 процента, производительность труда выросла на 54 процента. В три раза увеличился выпуск изделий со Знаком качества. За прошлый год мы выпустили 18,5 миллиона штук фарфоровых и майоликовых изделий. Правда, это не так уж много, если учесть, что в нашей стране более 250 миллионов жителей...
В десятой пятилетке намечаем увеличить выпуск фарфора на 43 процента. Но для серьёзного шага вперёд необходимы комплексная реконструкция и дальнейшая специализация завода на производстве только высокохудожественного фарфора. Мы надеемся, что в ближайшие годы такая реконструкция будет проведена.
– В заводском музее собрана коллекция фарфора, которая украсила бы самые знаменитые музеи мира. Вы привели цифры, свидетельствующие о том, что ломоносовский фарфор стал массовой продукцией... Как же, говоря словами поэта, впрячь в одну телегу... коня и трепетную лань, совместить утилитарные интересы массового производства и уникальность подлинных произведений искусства, создаваемых лучшими художниками завода?
– Не так давно директор знаменитого Мейсенского завода в ГДР товарищ Питерман задал мне такой же вопрос... Мы не ставим перед собой задачу выпускать как можно больше обычной фарфоровой посуды. Традиции нашего завода, высокий профессиональный уровень кадров позволяют создавать подлинно художественные изделия. А благодаря новым, современным методам сложнейшие, яркие росписи таких мастеров, как заслуженные художники РСФСР А. В. Воробьевский, В. М. Городецкий, С. Е. Яковлева, А. А. Лепорская, художники В. М. Жбанов, Н. П. Славина, воспроизводятся у нас теперь большими тиражами и не утрачивают красоты подлинника.
Производство не диктует художникам какие-то свои, чисто утилитарные условия, не сковывает художническую мысль, а следует за прекрасными образцами, созданными в их мастерских.
Мы считаем себя не только хозяйственниками, но и идеологическими работниками. Вас не удивляет моё утверждение? Идеология и чашки...
Но разве затронуть в душе человека чувство прекрасного – это не идеология? Коммунистическое мировоззрение по природе своей глубоко гуманистично. А гуманизм и чувство прекрасного неразделимы. Иной раз и маленький цветок воспитывает. Недавно я прочитала в одной книжке трёхстишие средневекового японского поэта:
По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.
С нашим фарфором человек соприкасается постоянно. И мы стремимся, чтобы это соприкосновение было соприкосновением с прекрасным.
Я уже не говорю о том, что некоторые наши изделия выполняли и выполняют прямую агитационную задачу. Не случайно в первые годы Советской власти бывший императорский завод передали Народному комиссариату просвещения и предназначили для выпуска агитационного фарфора. Вы видели у нас в музее вазы, тарелки, сервизы, посвящённые знаменательным событиям в жизни нашей Родины, расписанные ярко и выразительно?
Вспомните скульптуры Н. Данько «Женщина, вышивающая знамя», «Речь», блюдо Р. Вильде «На помощь голодающему населению Поволжья», сервиз «Кировск» Т. Безпаловой-Михалёвой...
– Знакомясь с работниками завода, очень приятно было наблюдать удивительную теплоту, доброжелательность в отношениях между людьми. В мастерских художники стараются обратить внимание не на свои работы, а на работы товарища, с увлечением рассказывают об их достоинствах. Нынче все единодушны в том, что хороший нравственный климат в коллективе – основа всех успехов.
– Наряду с современным технологическим оборудованием...
– Но ведь доброжелательность, коллективизм, ответственность за общее дело, которые сразу чувствуешь на заводе, не пришли сами собой...
– Это одна из наших традиций, которую мы бережно и ревниво храним и развиваем. На заводе трудится очень много энтузиастов. Мы хорошо знаем друг друга, порой яростно ссоримся в поисках лучших решений, миримся тут же. Мы все время вместе ищем резервы.
Мы говорили с вами о том, что сервиз или ваза, доведённые до уровня художественного произведения – а это наша цель, – могут оказать на человека сильное эмоциональное воздействие, сделать его хоть чуточку нравственно совершеннее. Но диалектика заключается в том, что высокого качества продукции на любом предприятии, а на нашем особенно, можно достичь лишь в том случае, когда её создают люди, обладающие не только хорошей квалификацией, но и такими чертами, как честность, ответственность, порядочность. Короче говоря, люди высоконравственные. А следовательно, качество – это категория и нравственная. Нравственный уровень человека сказывается на качестве работы, которую он выполняет, ничуть не меньше, чем, например, уровень технической оснащенности. Для человека с высокими нравственными идеалами профессиональная гордость не пустой звук. Он сам себе самый строгий контролёр. И когда я слышу о новых и новых людях, получивших право на личное клеймо и работающих без ОТК, то в первую очередь вижу за этим прекрасную примету нашего времени: глубокие изменения в нравственном облике человека.
Десятая пятилетка – пятилетка качества. И, определяя после ХХV съезда КПСС свои задачи на будущее, мы хорошо представляли себе, что справимся с ними лишь в том случае, если постоянно и кропотливо будем продолжать серьёзную воспитательную работу.
Мы начинаем эту работу в то время, когда будущие наши рабочие ещё учатся в профессионально-техническом училище. Ведь недаром говорят: чему Ваню не выучили, тому Ивана не научить. На мой взгляд, у общества нет другой более важной задачи, чем воспитание молодой смены, тех, кто придёт вместо нас. От того, какими вырастут наши дети, зависит судьба всего нами достигнутого. У нас на заводе работают прекрасные люди самых разных поколений. Я не буду называть фамилий. Всех не назовешь... Хочу лишь обратить ваше внимание на то, что у нас очень много потомственных кадров, почти нет текучести. 70 процентов инженерно-технических работников – бывшие рабочие завода...
– И директор?
– Да, я закончила ремесленное училище, работала в литейно-формовочном цехе. Один из наших лучших живописцев, член-корреспондент Академии художеств, лауреат премии имени Репина Владимир Михайлович Городецкий тоже начинал рабочим. А ведь это очень важно – пройти такой путь, знать производство и людей досконально, чувствовать, что с тобой рядом не случайные коллеги по рабочему месту, а товарищи, всегда готовые прийти на помощь, единомышленники, проверенные жизнью. Ничуть не рисуясь, скажу, что для всех нас, ломоносовцев, завод наш – дом родной, а потому любимый.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив