Найти тему
Общество. Человек. Ты

Храм Христа Спасителя. Символ изменчивости общественного менталитета.

Монументальное сооружение, известное как Храм Христа Спасителя, не пережило тех потрясений, что обрушились на страну в революционный и постреволюционный периоды. Христианская вера, как главный источник морали и государственной идеологии стала неудобным явлением для установившейся советской власти. Самый большой православный храм в Москве был уничтожен, но любой вакуум нужно было заполнять, не только в сердцах людей, но и в монументальной архитектурной застройке главной столицы. Претенциозный проект советского небоскреба, самый большой в мире бассейн под открытым небом, и, в конце концов, заново выстроенный Храм Христа Спасителя - об истории этой борьбы политических символов, и значении этих событий для современного общества будет написано в этой статье.

Храм Христа Спасителя. Современный вид
Храм Христа Спасителя. Современный вид

1812 год. В стране закончилась опустошительная Отечественная война против Наполеона Бонапарта, "армия двунадесяти языков" была изгнана в Европу, в которой угроза наполеоновских завоеваний по-прежнему не угасала. Сгоревшая и разоренная Москва стояла в руинах, беженцы и погорельцы разбирали завалы, восстанавливали дома, свозили назад всю утварь и ценности, что успели унести с собой во время взятия старой столицы врагами.

Наполеон в горящей Москве. Адам Альбрехт. 1841 год.
Наполеон в горящей Москве. Адам Альбрехт. 1841 год.

Народу нужен был символ победы, вдохновляющий, заставляющий верить в нерушимость отечества и монархии. Политический строй впервые стал подвергаться критике, потому что шла борьба не против объединенной Европы, а против идеологии революционного государства, парламентаризма и либерализма. Император понимал опасность своего положения, а потому сворачивал все либеральные реформы, в том числе и проекты конституции, и отмены крепостного права. В крупных городах страны строящиеся храмы и соборы стали посвящать героической победе в Отечественной войне 1812 года (например, Казанский собор в Санкт-Петербурге по проекту Воронихина, который включает в себя не только черты модного тогда ампира, но и имеет некоторые аналогичные формы архитектуры Ватикана).

Казанский собор в Санкт-Петербурге
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Ватикан
Ватикан

В декабре 1812 года император Александр I издал манифест:

«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…»

Российское общество встретило идею возведения храма положительно. На фоне разразившейся войны в Европе, в которой участвовала и Россия ("Заграничные походы" 1813-1814 гг.), начался международный конкурс на создание самого грандиозного памятника подвигу российского народа. Так как царская и императорская семьи часто прибегали к найму иностранных зодчих (архитекторов) для строительства важнейших сооружений (Успенский собор и Архангельский собор в Москве, Зимний дворец в Петербурге), неудивительно, что для возведения самого большого православного храма пригласили по результатам конкурса 28-летнего шведского художника Карла Витберга.

-5

Храм должен был стоять на Воробьевых горах - над Москвой-рекой. Его высота по проекту достигала 237 метров, что гораздо выше (на треть), чем самый большой католический храм в мире - Собор Святого Петра в Ватикане. Необходимо уточнить, что показатель высоты рассчитан от склона холма, на котором должен был стоять храм, потому одна треть его была бы подземной. Дело в том, что архитектор задумал Храм Христа Спасителя, как трехуровневую композицию, олицетворяющую человека: тело, душа, святой дух, пребывающий в нем. Нижний уровень - Храм Рождества Христова - был посвящен погибшим в Отечественной войне 1812 года, средний уровень - Храм Преображения Господня - на уровне колоннады и выше представлял собой основную часть здания со множеством классических статуй, а верхний уровень - Храм во имя Воскресения Господня - был представлен в виде округлого молитвенного зала под куполом диаметром в 50 метров.

На данном разрезе четко видны все три уровня
На данном разрезе четко видны все три уровня

Длина колоннады должна была достигнуть 600 метров, а сами колонны по проекту состояли из переплавленных вражеских пушек, захваченных российской армией. Причем с одной стороны здания отлитые пушки были бы из России, с другой - привезенные из Европы.

Измененный проект на 1825 год
Измененный проект на 1825 год

Храм Христа Спасителя должен был возвышаться за пределами Москвы, но Воробьевы горы выбрал сам Витберг - это тоже символичное место войны 1812 года. Наполеон Бонапарт со своей армией вторгался и отступал по Новой и Старой Смоленским дорогам, что проходили как раз в этом месте. Монументальность же, величина, тот размах, которые так впечатлили российского императора, указывали на попытку воссоздания Храма царя Соломона, по Ветхому Завету возведенного в священном городе христиан Иерусалиме.

Воспроизведенный художником образ Храма царя Соломона в Иерусалиме
Воспроизведенный художником образ Храма царя Соломона в Иерусалиме

После двухлетней подготовки (расчистка места, накопление строительного материала, привлечение государственных и частных средств) состоялась торжественная церемония закладки Храма императорской семьей, в которой участвовали представители высших сословий, 40.000 офицеров и солдат, и 400.000 москвичей и приезжих, наблюдавших за крестным ходом, молебном и самой церемонией возложения первого именного камня серебряными и золотыми строительными инструментами.

Закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах
Закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах
Александр I со свитой во времена Наполеоновских войн
Александр I со свитой во времена Наполеоновских войн

Началась трагическая страница в жизни художника и архитектора Карла Витберга. В течение следующих семи лет строительства подрядчики начали откровенно грабить молодого и неопытного в делах шведа, привозили дешевые материалы, утаивали полученные от государства деньги и не выполняли вовремя строительных работ. При возведении фундаментов было выяснено, что почва на Воробьевых горах испещрена артериями грунтовых вод, а потому механика грунтов не позволяла строить столь огромное сооружение. Укрепление грунтов - еще более затратный процесс, чем возведение Храма. Покровительство императора не помогло, в итоге работа окончательно остановилась.

Карл Витберг, принявший в православии имя Александр
Карл Витберг, принявший в православии имя Александр

Александр Витберг (теперь его звали так) санкционировал расследование в 1824 году о растрате императорской казны, и, затем, сам был обвинен. Александр I скончался в Таганроге в 1825 году, а его брат Николай I был равнодушен и к проекту строительства Храма Христа Спасителя, и к самому Александру Витбергу. По решению суда художник возмещал часть потерянных средств своим капиталом, из-за чего был разорен вплоть до обнищания. Затем он был отправлен в ссылку, где и проживет со своей семьей следующие несколько лет (в Вятке).

Каторжане, которых гонят "по этапу". Дореволюционная фотография
Каторжане, которых гонят "по этапу". Дореволюционная фотография

Позже он сможет использовать свои проекты для строительства других храмовых сооружений, чтобы прокормить семью, но главной трагедии жизни ему избежать не удалось. Камни заложенного фундамента, и даже самый первый - именной, были перенесены в Успенский собор Московского кремля, остальные строительные материалы были использованы в других храмах. Наследие художника было забыто, но идея строительства памятника никуда не ушла. Николай I передал проект молодому, но подающему большие надежды архитектору Константину Тону, который тут же начал переделывать его под популярный стиль русско-византийской архитектуры (возрождение традиций древнего византийского строительства и зодчества Киевской Руси).

Портрет Константина Тона. Карл Брюллов.
Портрет Константина Тона. Карл Брюллов.
Портрет Николая I. Е.И. Ботман
Портрет Николая I. Е.И. Ботман
Архитектурный проект Константина Тона. Некоторые черты сохранились, но облик сооружения изменился, стал традиционнее
Архитектурный проект Константина Тона. Некоторые черты сохранились, но облик сооружения изменился, стал традиционнее

Комиссией было выбрано новое место для строительства: Волхонка, в старой Москве, на берегу реки. Там стояли различные хозяйственные городские постройки, и Алексеевский женский монастырь XVII века. Был отдан приказ все снести и расчистить площадку, монастырь перенести в Красное Село. Игуменья была крайне недовольна государственным решением, и как гласит легенда, воскликнула: "Быть этому месту пустым!". Удивительно, но ее слова частично окажутся истиной.

Волхонка. Алексеевский женский монастырь. 1838 год. Карл Рабус. Картина написана после сноса обители
Волхонка. Алексеевский женский монастырь. 1838 год. Карл Рабус. Картина написана после сноса обители

В 1837 году по готовому проекту Константина Тона начали укладку фундаментов, а два года спустя в торжественной церемонии Николай I, его брат Михаил Павлович и сын Александр Николаевич (будущий император), в присутствии митрополита Московского и Коломенского Филарета заложили тот самый именной камень, который в 1817 году закладывался на Воробьевых горах.

III клеймо иконы Новорусская Богоматерь — «Закладка Храма Христа Спасителя, 1839 г.» С.С. Куракин, 2008
III клеймо иконы Новорусская Богоматерь — «Закладка Храма Христа Спасителя, 1839 г.» С.С. Куракин, 2008
-18

На строительство Храма государство стало выделять ежегодные субсидии, хотя народные средства по-прежнему привлекались. Для удобства доставки дорогих материалов (гранит, мрамор) государственная строительная комиссия обратилась к возрождению одного из глобальных проектов Петра I - строительству огромного канала, известного как Екатерининский, соединяющего Москву-реку с Волгой через Истру, Сестру и Дубну. В его прорытии и строительстве 33 шлюзов, огромной дамбы и водохранилища участвовало несколько тысяч крепостных крестьян и несколько военных полков "аракчеевских" поселений. Это не только решило проблемы инфраструктуры строительства, но и позволило расширить хозяйственные связи центра с окраинами страны. Этот канал пропускал до 3000 небольших судов в год. На некоторых участках баржи с многотонными (до 30 т.) камнями перевозили бурлаки.

Женщины-бурлаки. Дореволюционная фотография
Женщины-бурлаки. Дореволюционная фотография

Спустя 15 лет строительства и увеличения поставок камня вдоль канала построили железную дорогу, по которой материалы было привозить проще. В итоге канал перестал поддерживаться и в последствии зарос, был продан с торгов и окончательно исчез, хотя его следы и некоторые участки по-прежнему существуют. Например огромное озеро Сенеж образовалось в результате появления Екатерининского канала. Там Исаак Левитан написал одну из своих самых известных работ "Озеро. Русь".

Озеро. Русь. Исаак Левитан
Озеро. Русь. Исаак Левитан
Озеро Сенеж сегодня. Самое большое озеро Подмосковья
Озеро Сенеж сегодня. Самое большое озеро Подмосковья

Строительство шло медленно. Проблемы возникали постоянно: нехватка материала, недостаток квалифицированных работников, запаздывание перечисления средств. К 1849 году удалось возвести купол, наружные леса убрали с Храма только в 1860 году. К тому моменту проект пережил еще одного императора: Николай I скончался в 1855 году на фоне разразившегося кризиса и поражения в Крымской войне. Александр II продолжил финансирование проекта, как и частные жертвователи из купеческих семей. На одну позолоту куполов и кровли они сдали порядка 20 пудов золота (320 кг), а общая смета на строительство достигала 10-15 миллионов рублей. Оставалось не только облагородить окружающее пространство, но и расписать сам Храм внутри и снаружи.

Вид на Москву с Храма Христа Спасителя в 1867 году
Вид на Москву с Храма Христа Спасителя в 1867 году

Внутреннюю роспись Храма осуществляли великие художники, преподаватели и выпускники Императорской Академии Художеств Василий Суриков ("Боярыня Морозова"), Иван Крамской ("Христос в пустыне"), Василий Верещагин ("Апофеоз войны"), Генрих Семирадский ("Танец среди мечей"), Алексей Корзухин ("Перед исповедью"), Фёдор Бруни ("Медный змий"). Их портреты представлены в том же порядке.

Тот факт, что цвет российского изобразительного искусства занимался росписью Храма, говорит о том, что российский народ еще больше нуждался в увековечивании сакральных идей христианской морали, в символах возрождающейся веры в собственные силы после разорительных войн и крестьянских волнений, на фоне либеральных реформ Александра II. В этом было заинтересовано и государство.

Троица. Бог Саваоф. Купол.
Троица. Бог Саваоф. Купол.

Художники расписывали Храм в течение десяти лет, трижды снимали леса для того, чтобы они могли посмотреть снизу, как идет их работа, как сочетаются живописные сюжеты друг с другом и с орнаментами.

-25

Сложность создания фресок в том, что рисунок надо нанести быстро, пока сохнет штукатурка, и искажать перспективу таким образом, чтобы снизу, под углом, прихожанин мог воспринимать изображенное нормально, пропорционально.

-26

Представьте: роспись внутри Храма занимала площадь около 22 000 квадратных метров! Сейчас фрески довольно точно воспроизводят монументальную живопись XIX века...

Ф. А. Клагес. Внутренний вид Храма Христа Спасителя в 1883 году
Ф. А. Клагес. Внутренний вид Храма Христа Спасителя в 1883 году

Внешний облик Храма Христа Спасителя формировался не только за счет архитектурной формы в виде русско-византийской эклектики, но и благодаря удивительным скульптурным композициям, соединяющим в сложном повествовательном ключе ветхозаветный, евангелический и русский летописный сюжеты. Авторами горельефов и скульптур были Антон Иванов, Николай Ромазанов и Александр Логановский. Вот фрагменты их работ, сохранившихся до наших дней, и хранящихся на территории Донского монастыря в Москве. Фотографии не только взяты из свободных источников в интернете, но и выполнены автором статьи.

Храм Христа Спасителя на фотографии 1880-81 гг.
Храм Христа Спасителя на фотографии 1880-81 гг.

Эти горельефы заслуживают особого внимания, не только за потрясающую выразительность образов и детальность исполнения, но и за глубочайший символизм, скрытый в их последовательном расположении над нижним аркатурным поясом. Это послание потомкам. 48 горельефов изображают просветителей Христовой веры, ее хранителей, а также святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения заграничного похода русских войск в войне 1812 года.

Батальная сцена "Бородино". Отечественная война 1812 года
Батальная сцена "Бородино". Отечественная война 1812 года

Большая часть горельефов погибла, на фото выше всё, что сохранилось, но есть бронзовые отреставрированные версии, которые будут использованы в статье для разъяснений. представлю не все, но большую часть горельефов, чтобы как можно лучше передать замысел скульпторов, художников и архитекторов.

  1. Горельефы "Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пресвета и Ослябя" и "Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков". Первый посвящен великому князю Московскому, который с 1377 года начал борьбу против монголо-татарского ига, объединяя князей северо-восточной раздробленной Руси. На бой его благословил лидер монашеского движения Сергий Радонежский. Пересвет, один из монахов, стоит с копьем слева на горельефе, будто Георгий Победоносец, готовый положить жизнь за веру и родной край. Он погиб на Куликовом поле, в битве с монгольским батыром Челубеем. Второй горельеф относится к событиям Смутного времени. Сюжет повествует о Втором ополчении, которое народными силами в 1612 году смогло спасти Москву от польских интервентов и создать условия для воцарения Михаила Романова - основателя царской династии на престоле. Оба сюжета не только перекликаются друг с другом, но и явно во многом повторяют события Отечественной войны 1812 года. Особое внимание уделяется тому, что Церковь и Государство действуют вместе.
"Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пресвета и Ослябя"
"Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пресвета и Ослябя"
Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков
Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков

2. "Святой великомученик Георгий (Победоносец)" и "Апостол Андрей". Святой Георгий был замучен до смерти по приказу Римского императора Диоклетиана, который устраивал гонения на христиан. Обывателям более известен, как герой, победивший змея (зло), потому с верой не боялся ему противостоять. Являлся святым покровителем Ярослава Мудрого, Юрия Долгорукого, Юрия Галицкого и Звенигородского, а потому его образ - это символ Москвы и нашего государства. Апостол Андрей - один из учеников Иисуса Христа, который, по легенде, принес христианское учение в I веке на территорию будущего Киевского княжества, и будто бы предрек появление Киева на холме над Днепром. Этот апостол имеет особое символическое значение для нашей страны, а потому высшей государственной наградой считался "Орден Андрея Первозванного".

Слева: святой великомученник Георгий. Справа: святой апостол Андрей.
Слева: святой великомученник Георгий. Справа: святой апостол Андрей.

3. "Архангел Иегудиил с венцом в руке и Архангел Варахиил с цветком в руке". Иегудиил — покровитель всех, кто усердно трудится; корона (венец), которую он держит, символизирует вознаграждение за духовный труд. Он является советником и защитником всех, кто работает во славу Господа, в частности царей, судей и других руководящих позиций. В православии стал почитаться в XVII веке, в Библии не упоминался. В иконографии архангела Вараахиила с цветком в руке изображают, как символ награды по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей. То есть этот горельеф призывает к нравственности как представителей высшего сословия, так и простых людей.

Слева: Архангел Иегудиил с венцом в руке и справа: Архангел Варахиил с цветком в руке
Слева: Архангел Иегудиил с венцом в руке и справа: Архангел Варахиил с цветком в руке

4. Архангел Уриил с пламенем в руке и архангел Гавриил с лилией в руке. По преданиям и неканоническим писаниям архангел Уриил (Уриэль) управляет небесными светилами, и был поставлен охранять Эдем после грехопадения Адама. Это архангел-воин, изображаемый с мечом и пылающим огнем. Он - напоминание о грехе и справедливой каре. В иудаизме и по Ветхому Завету стоит на страже у Божьего престола и охраняет один из концов света. Архангел Гавриил (Габриэль, а в исламе Джабраил) носит звание архистратига - военачальника ангельской небесной армии. Он часто упоминался в Библии, и в Ветхом, и Новом Заветах. Бог посылал его в качестве вестника к Захарии, отцу Иоанна Крестителя, к Богородице. Райская ветвь (или лилия) в его руке также является символом благой вести. На гербе Российской империи он один из щитодержателей.

Слева: Архангел Уриил, справа: Архангел Гавриил
Слева: Архангел Уриил, справа: Архангел Гавриил

5. Арка больших средних врат. Четыре Ангела с распростертыми крылами, держащие над срединою арки хартию с надписью - "Господь Сил с нами" и два ангелочка. Отсылает нас к песнопению, внутри которых соединились воедино два вида религиозной поэзии — ветхозаветной иудейской и новозаветной византийской. В основе песнопения «Господи сил, с нами буди» лежит 150-й псалом царя и пророка Давида, умнейшего и величайшего израильского царя по Ветхому Завету. В песнопении Церковь одновременно восхваляет Бога и просит Его о заступничестве, призывает людей каяться в грехах и сожалеть об ошибках, а также воодушевляет и напоминает о милости Бога.

"Два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест"
"Два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест"

6. "Два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест". Крест был непременным знаком, присутствовавшим на всех русских знаменах, если они не несли иных священных изображений. Этот символ не только отражал историческую традицию русского православия и Московского государства (а позже Российской Империи), но и являлся образным, символическим выражением квинтэссенции идеологии власти, духовно-интеллектуального творчества образованной части общества, мировосприятия народа и осознания страной своего места в мире. Сами знамена скрещены, что также является косвенным символом "Косого креста", на котором распяли Андрея Первозванного (есть так называемый "Андреевский флаг" - морской).

"Два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест"
"Два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест"

7. "Два Ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно". Скульптура выражает главную идею самого храма, символизируя русское воинство под защитой Сил Небесных. Отсюда изображения при арке правых врат двух ангелов с церковными хоругвями — в память московского ополчения 1812 года, имевшего вместо знамен церковные хоругви.

Два Ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно.
Два Ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно.

8. "Помазание Соломона на царство". Сюжет в Ветхом Завете звучит так: "38. И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону. 39. И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! 40. И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его". Соломон, сын Давида, избранный отцом наследник Израиля, привел свое государство к наивысшему расцвету. Он - олицетворение Божьего избрания на царство, как и представители династии Романовых.

Помазание Соломона на царство
Помазание Соломона на царство

9. "Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма". При Соломоне был построен самой большой и величественный Иерусалимский храм на Храмовой горе, на месте которого до сих пор ведутся богослужения иудеев, христиан и мусульман Единому Богу. Это главнейшая святыня христианского мира, ради которого сотни лет шли Крестовые походы. Храм Давида, Храм Соломона, Иерусалимский храм - возрождается в Храме Христа Спасителя. Горельеф напоминает о клятве Императора Александра I воздвигнуть Храм, но исполняет обет его преемник, внук Александр III.

Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма
Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма

10. "Моисей". Пророк Моисей, ветхозаветный герой, который спас иудейский народ от египетского рабства, и передал ему 10 заповедей, почитается в православной вере. День памяти ему - 5 сентября (по Юлианскому календарю). Именно в этот день в 1812 году начался Тарутинский маневр - фланговое стратегическое отступление русских войск с целью перекрыть дороги от Москвы до Тулы и Калуги, чтобы не дать армии Наполеона Бонапарта продолжить наступление и накопить силы. Именно этот маневр стал решающим стратегическим событием Отечественной войны. Символично, ведь русское воинство также пыталось сбросить ярмо "армии двунадесяти языков".

Моисей
Моисей

11. "Мириам". Старшая сестра Моисея, также считавшаяся пророчицей и спасительницей иудеев. Изображена в танце, потому что пела и танцевала своему отцу, который покинул семью из-за страшного убиения всех еврейских младенцев. Когда он вернулся к матери, она предрекла ему рождение Моисея. Она символично намекает на спасение русского народа, и является изображением радости людей, дождавшихся близких с войны.

Мириам. Сохранившийся подлинник.
Мириам. Сохранившийся подлинник.

12. "Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен" и "Авраам с союзниками возвращается после победы над царями, и его встречает Мельхиседек". Два горельефа на известные библейские сюжеты напоминают о возвращении Александра I после победы над Наполеоном, так как всеми союзниками он был встречен как освободитель и миротворец.

"Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен". Сохранившийся подлинник
"Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен". Сохранившийся подлинник
"Авраам с союзниками возвращается после победы над царями, и его встречает Мельхиседек". Сохранившийся подлинник
"Авраам с союзниками возвращается после победы над царями, и его встречает Мельхиседек". Сохранившийся подлинник

13. "Варак" и "Девора". Два ветхозаветных израильских героя. Спасли Израиль от двадцатилетней тирании ханаанейского царя Явина. Девора - женщина-судья, а потому мудрая, решительная и справедливая, Варак - полководец, который доблестно защитил родную землю. Горельефы олицетворяют подвиг простого народа - ополченцев и партизан.

Девора. Сохранившийся подлинник.
Девора. Сохранившийся подлинник.
Варак
Варак

14. "Явление Архистратига Божия Михаила Иисусу Навину". Ветхозаветный сюжет явления полководцу Иисусу Навину (еврейскому воину) ангела с обнажённым мечом перед взятием города Иерихон. В православной традиции ангел, явившийся Иисусу Навину, отождествляется с архангелом Михаилом. Этот архангел, также, как и Гавриил, носит звание "архистратиг", и также на гербе Российской Империи был щитодержателем. В русском искусстве сюжет «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» известен с домонгольского периода. Сохранилось много фресок с XII по XVII века. Этот сюжет помещали на воинских знамёнах (знамя великого князя Василия III, знамя Ермака, знамя Дмитрия Пожарского), как предвестие победы над врагом. Очевидно, это и символ победы над армией Наполеона Бонапарта.

Явление Архистратига Божия Михаила Иисусу Навину
Явление Архистратига Божия Михаила Иисусу Навину

15. "Образ Христа Спасителя, благословляющего десницею и шуйцею". Жесты благословения используются священниками таким образом, чтобы пальцы складывались в значение: указательный палец - i, средний - с, получается "Иисус", безымянный и мизинец скрещиваются - х, большой - с, получается Христос. Десницей на Руси называли правую, ведущую руку, шуйцей - левую. Символом этого горельефа является принятие Богом любого человека. Всех равно благословляет на духовные подвиги.

Образ Христа Спасителя, благословляющего десницею и шуйцею
Образ Христа Спасителя, благословляющего десницею и шуйцею

16. Особенное место - восточное - занимают горельефы "Рождество Христово" и "Воскресение Христово" - два главнейших почитаемых события христианской веры. На горельефе "Воскресение Христово" под ногами Иисуса - змей - символ побежденного врага.

Рождество Христово
Рождество Христово
Воскресение Христово
Воскресение Христово

17. Интересно композиционное сочетание горельефов "Император Константин" - "Святая Елена" (мать и сын), "Князь Владимир Креститель" - "Княгиня Ольга Святая" (бабушка и внук). Константин - император Рима и Византии, который сделал христианскую веру государственной, чем прекратил гонения на верующих. Его мать была тайной христианкой, что сподвигло императора на принятии судьбоносного решения. Князь Киевский Владимир крестил Русь, и тоже сделал христианство государственной религией, но влияние христианской мысли уже шло от великой княгини Ольги - дальновидной женщины.

Перечислять остальные горельефы можно долго. На Храме изображены Святые Пётр и Павел, четыре апостола-евангелиста, несколько самых значимых образов Богородицы, святые Русской Православной Церкви, такие, как Стефан Пермский, Михаил Черниговский, Александр Невский, Гавриил Покровский и другие. Все имеют сакральное значение как для христиан всего мира, так и для жителей страны, пережившей массу страшных потрясений.

Некоторые художники и архитекторы конца XIX века во многом критиковали проект Константина Тона, например, сам Василий Верещагин, который занимался росписью стен. Он сравнивал Храм Христа Спасителя с Тадж-Махалом из Агры в Индии, выстроенным потомком великого завоевателя Тамерлана, и являющимся мечетью-мавзолеем. "Это прямое воспроизведение" - сказал Верещагин. Действительно, при определенном ракурсе здания очень похожи, оцените сами.

Тадж-Махал в Агре.
Тадж-Махал в Агре.
-53

Но Храм и задумывался, как восстановление Византийского зодчества, а его влияние византийских архитектурных традиций было распространено не только на Восточную Европу, но и на Ближний Восток, Северную Африку, откуда вместе с исламом могло перенестись и в Индию (Империю Великих Моголов). Неудивительно, что многие культовые постройки разных культур во многом похожи. Лишь символы и детали позволяют определить разницу. Например, мечеть Айя-София в Стамбуле когда-то была самым крупным христианским храмом в мире. Ранневизантийский архитектурный стиль не помешал турецким зодчим внести небольшие изменения в облик храма, чтобы превратить его в мечеть (минареты, к примеру).

Изначальный облик Храма до завоевания Константинополя турками в 1453 году
Изначальный облик Храма до завоевания Константинополя турками в 1453 году
Айя-София сегодня.
Айя-София сегодня.

Итак, только в 1880 году сооружению было присвоено официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, и он стал официально частью Русской Православной Церкви. В 1883 году окружающее пространство и набережная вместе с фонарями были закончены. Выходит, что строительство Храма проекта Константина Тона шло 46 лет, а если считать и проект Карла (Александра) Витберга, то 66 лет! Процесс создания монументального строения менял ландшафт, природные условия Московской и Тверской губерний, образ жизни многих людей. Храм Христа Спасителя стал точкой притяжения сотен тысяч людей, которые трудились над ним, и десятков миллионов рублей (тонны серебром и золотом).

Вид на Москву на рубеже XIX - XX веков. Слева наверху возвышается Храм Христа Спасителя.
Вид на Москву на рубеже XIX - XX веков. Слева наверху возвышается Храм Христа Спасителя.

Строительство не было завершено и до смерти еще одного императора: в 1881 году во время террористического акта трагически погиб Александр II Освободитель.

Покушение на Александра II. Набережная реки Мойка. Санкт-Петербург.
Покушение на Александра II. Набережная реки Мойка. Санкт-Петербург.

Накануне освящения и открытия в стенах храма сыграл симфонический оркестр, впервые представив миру Увертюру 1812 года Петра Ильича Чайковского. Она имела ошеломительный успех, и до сих пор высоко ценится и пользуется спросом в Европе.

На торжественном открытии и освящении Храма в мае 1883 года присутствовал царь Александр III Миротворец со своей семьей.

Александр III с семьей. Время фотографии примерно совпадает с торжественным открытием Храма. Слева - будущий император Николай II
Александр III с семьей. Время фотографии примерно совпадает с торжественным открытием Храма. Слева - будущий император Николай II

Через всю Москву шел крестный ход от Храма Христа Спасителя к Успенскому Собору в Москве, бил в небо праздничный салют, и была проведена первая литургия. Храм был очень высоким - более 100 метров, и самым вместительным: до 10.000 прихожан. Казалось, он простоит много сотен лет...

Действительно, Храм Христа Спасителя играл заметную роль как в религиозной, так и светской жизни общества. Там действовал один из лучших хоров России, проходили общероссийские торжественные литургии. После смерти императора Александра III на территории Храма произошло торжественное открытие памятников почившему царю и великому писателю Николаю Васильевичу Гоголю.

Открытие памятника Александру III
Открытие памятника Александру III
Памятник Александру III
Памятник Александру III

Даже после революционных событий 1917 года и Гражданской войны Храм Христа Спасителя продолжал действовать. Против местных священнослужителей многократно проводились следствия по делу о контрреволюционной деятельности, главенствующее положение здесь занимали представители "обновленчества" (внутри Русской Православной церкви произошел очередной раскол, в основном из-за стремления части высшего духовенства выжить в условиях атеистического советского государства. Это не помогло церкви). Но место продолжало быть популярным. Фотография 1927 года подтверждает это.

Храм Христа Спасителя. 1927 год
Храм Христа Спасителя. 1927 год

В конце 1920-х годов, когда в борьбе за власть одерживает победу Иосиф Виссарионович Сталин, резко меняется идеологическая и экономическая политика государства, усиливается давление государственного сектора на общество. Разворачивается политика индустриализации, коллективизации, проводится образовательная реформа, и начинает действовать полномасштабная война против христианской веры (мусульман старались не трогать из-за желания контролировать Кавказ с нефтью и Среднюю Азию).

Петроградское дело. 1922 год
Петроградское дело. 1922 год

Государство поставило перед собой цель уничтожить "памятники царского режима", использовать имущество Церкви для хозяйственных нужд, а затем сформировать новые символы коммунистической идеологии. Начинаются новые волны репрессий, расформировываются те метрополии, которые еще сохранились в 1920-е годы. Ряд крупных храмов перестраивают для производства или хранения материалов, наиболее символичные уничтожаются, как "вредные" для общества.

Вскрытие раки с мощами Александра Невского. Александро-Невская лавра. 1920-е годы
Вскрытие раки с мощами Александра Невского. Александро-Невская лавра. 1920-е годы

Советские люди еще не знали лица "общего врага", ведь контрреволюционеры были побеждены, а "западные капиталисты" - слишком абстрактный противник. До нападения Германии на СССР Отечественная война 1812 года считалась символом победы монархии над революционерами Запада, и носила явный империалистический характер. Потому неудивительно, что Храм Христа Спасителя советские власти решили снести. На этот шаг властей подталкивало расположение Храма - в центре Москвы, столицы нового государства, на возвышении. В партии давно ходили разговоры о строительстве монументального памятника советской системе, который стал бы новым "чудом света" и утверждал бы процветание общества в социалистическом государстве. Место Храма Христа Спасителя для него подходило лучше всего.

Фотография Бренсона Дреку. Храм Христа Спасителя в цвете. 1931 год. До сноса несколько недель
Фотография Бренсона Дреку. Храм Христа Спасителя в цвете. 1931 год. До сноса несколько недель

Впервые об этом официально заявил товарищ Сергей Киров в 1922 году на Первом Всесоюзном съезде Советов. Тогда принимали Конституцию, а вместе с ней и обсуждали новый символ: Дворец Советов. В 1931 году, к окончанию первой Пятилетки Центральный исполнительный комитет СССР под председательством Михаила Калинина постановил строительство Дворца Советов на месте Храма. Проекты первого советского небоскреба подбирались по конкурсам, проводившимся по всему СССР. Победил проект, представленный ниже, в стиле "сталинского ампира". Удивительно, но архитектурный стиль ампира был популярен при жизни Наполеона Бонапарта, и благодаря ему получил такое развитие. Чувствуете тонкую иронию? Храм Христа Спасителя был посвящен победе над Наполеоном Бонапартом, который сделал популярным стиль ампир. Хатем Храм был снесен, чтобы построить здание в стиле ампир, который в свою очередь будет раскритикован советской властью.

Дворец Советов. Проект Бориса Иофана.
Дворец Советов. Проект Бориса Иофана.

По задумке архитектора Бориса Иофана высота небоскреба должна была составлять 415 метров, включая 100-метровую статую Владимира Ильича Ленина наверху. Дворец должен был стать самым высоким зданием на планете, знаменовать победу социализма, и быть центром обновленной Москвы.

Была принята резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:

Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

Храм спешно стали разбирать, реквизировали всё имущество, а затем шесть раз взорвали (каждый раз мощности заряда не хватало, здание было построено на совесть).

-67
-68
-69
-70
-71
-72

Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.

Начальником строительства Дворца Советов был назначен Василий Михайлов - один из руководителей создания Днепрогэса. В 1937 году был расстрелян в рамках "политических сталинских репрессий". Возведение и расчет фундаментов шли долго, строительство стопорилось. В советской индустрии разработали специальную самую крепкую марку стали ДС, из которой должны были делать металлоконструкции и арматуру. С 1939 по 1941 год был возведен фундамент, но строительство тут же заморозили из-за начала Великой Отечественной войны.

Возведенный свайно-монолитный фундамент
Возведенный свайно-монолитный фундамент

В период Великой Отечественной войны из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы. Вскоре каркас здания пришлось разобрать совсем: из-за оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения мостов на железной дороге, необходимой для снабжения северным углём центральных районов страны. В 1943 году 250 тонн металла из разбираемых конструкций Дворца Советов были направлены на строительство путепровода на Волоколамском шоссе, а в 1944-м стальные конструкции использовались для пролётных строений Керченского моста.

Противотанковые "ежи" под Москвой. 1941 год
Противотанковые "ежи" под Москвой. 1941 год

После войны проект пытались возобновить в упрощенном виде, но затем он был окончательно заморожен, благодаря новой архитектурной концепции: строительства восьми "сталинских высоток" в Москве. Например, здание МГУ является прямой наследницей и Дворца Советов, и, как ни странно, первоначального варианта Храма Христа Спасителя, потому было возведено на Воробьевых горах. История нашего общества насыщена подобными аллюзиями и злой иронией.

Здание МГУ на Воробьевых горах. Москва
Здание МГУ на Воробьевых горах. Москва

На месте взорванного Храма Христа Спасителя на протяжении следующих 20-ти лет в центре расцветающей и быстрорастущей Москвы будет зиять уродливый глубокий котлован. Многократные попытки возобновления строительства не приведут к успеху, в результате чего в 1958 году власти распорядились об использовании котлована в качестве основы для самого большого в мире круглогодичного подогреваемого бассейна под открытым небом. В 1960-м году проект был осуществлен.

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя и Дворца Советов. 1969 год.
Бассейн на месте Храма Христа Спасителя и Дворца Советов. 1969 год.

Как оказалось, новый бассейн "Москва", работающий и зимой, очень дорого обходился государству. Подогрев, очистка и постоянное наполнение бассейна требовало колоссальных энергозатрат, а потому он быстро обветшал и пришел в негодность. Частично бассейн продолжал работать до 1994 года, но после развала СССР его закрыли и уничтожили. Власти Москвы принимают решение восстановить Храм Христа Спасителя в первоначальном виде, тем самым критикуя "советщину", идеологию партии, и отказываясь признавать новую Россию наследницей СССР. Режимы меняются вместе с памятниками и символами эпохи. Мне кажется, очень хорошо этот процесс иллюстрирует данная карикатура.

-77

Инициативная группа по восстановлению Храма начала свою активность еще в 1987 году, как только объявили политику "гласности". Начали собирать пожертвования, к 1990-му году накопили крупную сумму, которая тут же обесценилась из-за гиперинфляции, разорившей страну. Начали по новой в 1994 году, заложили первый камень, как это когда-то делали Александр I и Николай I. Сотни тысяч граждан и частных компаний стали жертвовать на строительство Храма, бюджет на восстановление быстро рос, а потому президент Борис Николаевич Ельцин, пытаясь выкарабкаться из дефицитной ямы и расплатиться с государственными долгами, ввел налог на пожертвования и фонды.

Юрий Лужков и Борис Ельцин
Юрий Лужков и Борис Ельцин

Мэр Москвы Юрий Лужков и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сами возглавили проект возведения Храма, и пригласили видных архитекторов, художников и ученых.

Патриарх Алексий II с иерархами Русской Православной Церкви освящают новый Храм Христа Спасителя. 1999 год
Патриарх Алексий II с иерархами Русской Православной Церкви освящают новый Храм Христа Спасителя. 1999 год

В Совет по восстановлению Храма вошли профессора Российской академии художеств Николай Пономарёв, Михаил Аникушин, скульптор Зураб Церетели, архитектор Михаил Посохин. Для подготовки художников к работам над росписью храма специально было открыто отделение церковно-исторической живописи при Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, потому что в советское время школа иконописи была забыта.

Зураб Церетели. Руководитель по художественному оформлению Храма Христа Спасителя.
Зураб Церетели. Руководитель по художественному оформлению Храма Христа Спасителя.

При Церетели белокаменные стены были украшены мраморными композициями (оригиналы хранятся в Донском монастыре, фотографии выше) и бронзовыми горельефами (их фотографии представлены в этой статье выше), которые, однако, были раскритикованы как несоответствующие оригиналу. Роспись интерьеров храма провели рекомендованные Церетели художники, однако культурная ценность этих росписей также стала предметом спора. Первоначальная белокаменная облицовка была заменена на мраморную, а золочёная кровля крыш, кроме куполов, была сделана на основе нитрида титана. Эти изменения, внесённые в исторический проект, повлияли на смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную. Сам Зураб Церетели объяснял, что эти решения были необходимы для износоустойчивости здания, чтобы оно прослужило без реконструкции много лет.

-81

Многие считают, что возрождение Храма Христа Спасителя было обращено к переосмыслению истории страны, искуплению вины пред Богом и самим собою, радикальным преобразованием системы ценностей, выражающих представление о развитии государства и нации. Мне же кажется, что история этого здания сама по себе является и ярчайшей иллюстрацией проявления самых лучших и худших общественных качеств российского народа. Общество России всегда находится в напряженном поиске сакрального смысла своего существования, всегда стремится к максимальной отдаче в жертвовании себя той или иной идее, бросается из крайности в крайность, испепеляя всё, чем когда-то жило и чему когда-то служило. Мы любим себя и ненавидим, обесцениваем то, чем дорожим, разрушаем то, что когда-то с таким трудом возводили. Пусть камни и железо, растворившиеся в оборонных сооружениях, мостах, станциях и дорогах, еще несут на себе отпечаток варварского разрушения великих памятников нашей истории, нашей морали - главное, чтобы такие исторические уроки помнили мы.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц