Найти тему
Илья Duke

Когда на Руси появились колокола?

Казалось бы тривиальный вопрос. Большинство на него наверное ответит так: конечно же с принятием христианства! Однако не все тут так просто.

Давайте посмотрим на некоторые очень старые, домонгольские храмы дошедшие до наших дней.

Вот например Георгиевский собор в городе Юрьев Польский:

А вот Спасо-преображенский собор в городе Переславль Залесский:

-2

Дмитровский собор во Владимире:

-3

Софийский собор в Новгороде:

-4

Церковь Покрова на Нерли:

-5

Что мы видим? Колоколов нет и их даже не где повесить. Колоколен тех же годов постройки рядом тоже нет. Как же так, неужели домонгольская Русь не знала колокольного звона? На самом деле не совсем. В Киеве колокола уже упомянуты в 988 году. А вот упоминания в летописях о колоколах в городах кроме Киева датируются XII веком. Есть запись о колоколе в Путивле, от 1146 года, во Владимире-на-Клязьме в 1168 году. А знаменитый вечевой колокол в Великом Новгороде впервые упомянут в 1148 году. То есть колокола на Руси просто появлялись постепенно и не сразу. Возможно из-за сложностей в изготовлении. Их было немного и поначалу использовались как вечевые (вытеснив собой обычное било). И если даже у многих каменных соборов их не было, то в небольших деревянных храмах и подавно.

Примечательно, что и в Византии колокола прижились только после прихода крестоносцев в 1204 году.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. В начале XII века русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Кстати старейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели никаких надписей.

После монгольского нашествия колокольное дело в Древней Руси угасло, и возобновилось оно только в XIV веке. Москва становится центром литейного дела. Тогда мастера отливали совсем небольшие колокола, которые по весу не превышали нескольких пудов.

Массовым же производство колоколов (как кстати и пушек) стало при Иване Грозном. При нем русские мастера с успехом хорошо освоили литейное дело и даже превзошли во многом своих иноземных учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.

Колокол-благовестник Соловецского монастыря
Колокол-благовестник Соловецского монастыря

При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре колокольное дело в Москве совершило стремительный рывок. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол “Благовестник” весом в 1000 пудов, что тогда было рекордным весом. Россия заняла первенство по количеству производства и весу своих колоколов. В это время в Москве при церквях насчитывалось уже до 5000 колоколов.

С тех пор колокол становится на Руси обычным делом и присутствует уже по сути во всех крупных храмах как обязательный элемент.

Колокол Березанцева
Колокол Березанцева

В XVII веке русские мастера постепенно полностью вытеснили иностранных. Они разработали свой профиль и метод построения колокола. Таким образом был сформирован "русский стиль", который превзошел другие способы литья. Уже массово производили колокола весом больше 1000 пудов. Звонили в них определенным способом, который назывался "в языки". Большое внимание отводили также художественному оформлению инструмента. Русский колокольный звон отличала большая мощность звучания и особая мелодичность.