Найти в Дзене
Репортёр

Польша приняла закон об «иноагентах» в медиа

Польское государство проводит уверенную политику, которая вступает порой в активную конфронтацию с интересами как ЕС, так и США. Идеологом такой политики является Ярослав Качиньский – нынешний вице-премьер. Фактически, по утверждению многих специалистов, он, а не президент Дуда или премьер-министр Моравецкий руководит политикой правительства и ответственен за главные контроверсийные действия Польши в последнее время.

Страна на пороге внеочередных парламентских выборов из-за грозящего развала коалиции. Причина – закон, ограничивающий иностранный капитал в контрольном пакете польских телекомпаний.

Фото: Adrian Grycuk / Wikimedia Commons
Фото: Adrian Grycuk / Wikimedia Commons

Конфликт с ЕС

Нестроениям в коалиции предшествовал конфликт с ЕС на почве борьбы за самостоятельность польской судебной системы. Правящая коалиция и правительство Моравецкого вступило в резкую конфронтацию с Брюсселем в вопросе признания решений Европейского суда. Парадоксально, но сложилась ситуация, когда полноправный член ЕС поставил под сомнение легитимность решений главного судебного органа Союза. По мнению немецкого журнала Der Spigel, непризнание Польшей единого правового пространства – это экзистенциальная угроза, так как данные действия Варшавы приведут к превращению ЕС в простой экономический союз, что недопустимо и не нужно.

Конфликт возник после судебной реформы. В 2018-ом в составе Верховного суда Польши начал действовать специальный орган – Дисциплинарная палата, которая могла привлекать к ответственности судей, прокуроров, адвокатов и нотариусов. Сформирована палата была под руководством правящей партии консерваторов «Право и Справедливость».

Способ формирования и полномочия Дисциплинарной палаты стали предметом рассмотрения Европейской комиссии. Вскоре она признала, что польская модель привлечения судей к дисциплинарной ответственности не соответствует европейским стандартам.

В апреле прошлого года суд ЕС по иску Еврокомиссии приказал Польше приостановить действие всех положений законодательства, касающихся работы Дисциплинарной палаты Верховного суда. Премьер Моравецкий и сама Дисциплинарная палата обратились с иском в Конституционный суд Польши с требованием разъяснить, говоря простыми словами, юрисдикция каких судов выше: национальных или европейских. Конституционный суд был готов принять решение в пользу Польши, но Брюссель, активно поддерживаемый в этом вопросе Германией, заявил, что если Польша не подчинится, будут наложены экономические санкции.

И Качиньский сдался: он заявил о решении ликвидировать Дисциплинарную палату. Он говорит, что ликвидация Дисциплинарной палаты позволит решить спор, при этом Качиньский отметил, что реформа судебной системы, которая включает изменение палаты, уже и так была запланирована. Вице-премьер отклонил решение высшего суда ЕС.

«Я не признаю таких решений, поскольку они однозначно выходят за рамки договоров и расширяют юрисдикцию судов ЕС. Кстати, договоры также придется реформировать», — сказал Качиньский.

Был восстановлен некий статус-кво: и лицо не потеряли, и с Брюсселю подчинились. Давление, которое было оказано на Польшу, аналитики сравнивали с «давлением Москвы на Варшаву во времена СССР».

Реституция и Телевидение

Данное решение было вынужденным. В стране назревает коалиционный кризис, который может привести к новым парламентским выборам, если коалиция перестанет существовать. О несогласии с повышением налогов и принятием т.н. «закона TVN» заявила коалиционная с «ПиС» партия «Згода».  Возможно, пойти на примирение с Брюсселем правящих консерваторов заставил ультиматум «Згоды», члены которой заявили о выходе из коалиции, если «закон TVN» будет принят.

Суть закона в запрете для компаний из стран, не входящих в Европейскую экономическую зону, владеть контрольным пакетом в польских медиа. Когда закон вступит в силу, то, например, крупнейший независимый медийный холдинг TVN потеряет своего главного совладельца — американскую компанию Discovery – и это главная цель закона, так как информационные телеканалы из холдинга TVN активно критиковали правительство Качиньского-Моравецкого.  Местные эксперты считают, что этот закон позволит правящей партии «Право и Справедливость» снизить уровень критики в свой адрес со стороны неподконтрольных медиа. «Каналы давно раздражают власти, которые стремятся поставить СМИ под свой контроль», — отмечает Politico.

Партия «Згода» в лице лидера Ярослава Говина предлагала свои поправки к закону в ультимативной форме: или поправки принимаются, или поднимается вопрос об участии партии в коалиции. Говин предлагал расширить возможность владеть польскими медиа-активами представителям стран, входящих в ОЭСР, а не только ЕС, что позволило бы Discovery сохранить участие в холдинге TVN.

12 августа закон был принят парламентом, несмотря на акции протеста, которые прошли в стране. Часть активов TVN, которые принадлежат американцам, придётся продать, вероятно, с дисконтом и, скорее всего, группам, аффилированным с «ПиС».

Вашингтон выразил обеспокоенность и предупредил Польшу о последствиях одобренных Сеймом поправок к закону Польши о телерадиовещании и резко осудил закон о реституциях жертвам Холокоста. О законопроекте отозвался госсекретарь США Энтони Блинкен. Он считает, что законопроект о телевещании не только угрожает свободе слова, но и «способен подорвать благоприятный инвестиционный климат в Польше». Сегодня же резкой критики со стороны американцев был поддан и закон о реституциях, который ограничивает возвращение имущества евреям, которое было отнято у них во времена Холокоста.

Таким образом, отказ Качиньского от Дисциплинарной палаты Верховного суда и принятие условий Брюсселя – вынужденный ход. «ПиС» могла войти в парламентский кризис из-за закона о телевещании в состоянии экономических санкций от Евросоюза. Такое положение вещей на внеочередных парламентских выборах поставили бы под угрозу доминирования консерваторов «Права и Справедливости».

В итоге закон, ограничивающий свободу слова приняли, но оставили место для торгов и борьбы в парламентской коалиции.

Отметим, что за последние 6 лет Польша упала с 18 на 64 место в рейтинге свободы прессы от «Репортёров без границ».