Найти в Дзене
Moustank

Спустился в подземелье уникальной береговой батареи времен СССР

Оглавление

Здесь сохранились очень редкие дальнобойные 152-мм орудийные установки МУ-2 II-й серии.

Об интересном военном объекте на заполярном полуострове Средний каких только небылиц не придумали. В одних байках это легендарная «батарея Поночевного», изрядно потрепавшая нервы немцам в Великой Отечественной войне. В других – памятник постсталинской эпохи, так называемая береговая батарея №10. Но правду традиционно надо искать посередине.

В 1997 году журнал «Техника и вооружение» (№03) рассказал историю разработки, развития и боевого применения 152-мм артиллерийской установки МУ-2. Помимо прочего, в заметке говорилось, что по состоянию на начало шестидесятых в Военно-морском флоте СССР насчитывалось всего лишь 15 таких орудий в обновленном варианте МУ-2 II-й серии, в том числе четыре – на батарее №210 Северного флота. Там же сообщалось: объект ввели в строй в 1953-м и снабдили радиолокационной системой управления стрельбой «Залп-Б». Любопытно, что по сведениям московского «Музея Победы», в 1991-м на вооружении береговой обороны ВМФ стояли все те же 15 установок МУ-2.

-3

К счастью, труднодоступная местность и особый статус приграничной территории помогли сохранить до наших дней уникальное для здешних мест инженерное творение в довольно сносном виде. Когда военные покидали батарею (по некоторым данным – в 1994 году), ее даже пытались законсервировать – на механизмах кое-где видны следы обильной смазки, башенные установки прикрыты от непогоды деревянными щитами. Знаю, канал читают люди, служившие в Заполярье. Возможно, они добавят в комментариях больше подробностей о судьбе 210-й. Ну а мы пока подробно посмотрим, что от нее осталось.

-4

«Крыша», конечно, изрядно подгнила и протекает. Вокруг орудия и в подземных помещениях сыровато, много грязи, металл активно ржавеет.

-5

Но внутренности установки пока еще можно разглядеть в деталях. Настоящий памятник истории! Технические задание на разработку береговой и палубной артустановки МУ-2 на основе баллистики и ствола корабельной пушки Б-38 выдали в 1939 году. За дело добровольно-принудительно взялись сотрудники ленинградской «шараги» НКВД №254сс (позднее ОКБ-172). Пробная партия прошла испытания в 1941-м, однако в условиях войны и эвакуации доводка затянулась. Серийное изделие завод «Большевик» выпустил лишь в 1945-1946 годах. В 1947-м орудие доработали и присвоили индекс МУ-2-IIc (то есть второй серии). А в 1948-м попытались доработать еще раз. Но в 1955 году работы по проекту МУ-2М свернули. Иными словами, период активного развития сохранившейся на полуострове Средний артустановки оказался совсем коротким.

Береговая батарея №210 – четырехорудийная. Каждая из башенных установок размещена в типовом бетонированном дворике. Отсюда и начинаем наш путь в подземелье. Ныряем вот в такой лаз. Кстати, за поручень над проемом очень удобно хвататься – пролетаешь вниз, как через переборку в подводной лодке.

-7

Вот так выглядит выход к орудию из подземного хода сообщения.

-8

Слева видим выход на поверхность, можно оценить глубину залегания подземной галереи. В проходе валяется какая-то дверь.

-9

Направо, в тыл батареи ведет бетонированный ходок с оторванным электрическим коллектором. Идем туда.

-10

Воды на полу становится больше, под ногами валяется всякий хлам, но сюда хотя бы проникает немного света.

-11

А вот в самых интересных подземных помещениях темно хоть глаз выколи. Фонарь жизненно необходим. Первый поворот направо – попадаем в снарядный погреб.

-12

По обеим стенам стеллажи, на потолке – противоосколочный подбой. Все как в правильных фортификационных сооружениях.

-13

Кто-то потерял упаковку от гидравлического насоса.

-14

Снаряды подавали к орудию вот по такому нехитрому роликовому конвейеру.

-15

А дальше специальный транспортер поднимал их из подбашенного каземата на поверхность.

-16

Удивительно, как охотники за металлом пощадили столь массивный агрегат. Возможно, не смогли разобрать. А вот толстенные провода срезали подчистую (пучок торчит справа сверху).

-17

Изолированно от снарядов вот этот револьверный механизм подавал к транспортеру заряды (установка МУ-2 имела раздельное заряжание). Самый мощный обеспечивал стрельбу почти на 30 км.

-18

Если вернуться назад в потерну и пройти дальше, попадаем как раз в погреб хранения зарядов.

Обитая железом дверь напротив открывает доступ в убежище (кубрик?) для расчета артиллерийской установки.

-20

Вот в таких условиях ютились бойцы.

-21

Хочется верить, в бытность береговой батареи в строю обстановка на этих нарах была поуютнее.

В соседней комнате обнаруживаем остатки то ли радиаторов отопления, то ли фильтро-вентиляционной установки.

-23

Судя по этому помещению, подземелья батареи имели систему откачки воды и собственный гальюн.

-24

Дальше по коридору встречаем лестницу наверх.

-25

Оказывается, это доступ в бетонный колпак – нечто вроде наблюдательного пункта либо караульного помещения с бронелючками-бойницами по периметру.

-26

Расположен он здесь неслучайно, потому что рядом выход на поверхность.

-27

Вот так бетонный колпак и спуск в подземелье выглядят на местности при осмотре со стороны башенной установки.

-28

Но береговая батарея №210 – это не только пушки да казематы. Чтобы боевая часть функционировала правильно, ей требуется куча вспомогательных систем, построек и служб. Даже при самых грубых подсчетах выходит порядка тридцати (!) объектов – от дальномерного поста и боевой рубки до силовой подстанции и хлебопекарни. Поэтому было интересно осмотреть еще и военный городок поблизости. Увы, от него мало что осталось – буквально пара самых основательных каменных зданий.

Одно из них явно использовалось в качестве энергоблока. На полу видны характерные фундаменты для дизель-генераторов, дальше – электрический пульт.

Все давно расхищено и пребывает в плачевном состоянии.

Тем не менее с оказией посетить береговую батарею на полуострове Средний однозначно стоит. Только имейте в виду:

теперь здесь природный парк, перед въездом надо уведомить Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (делается онлайн), а если берете с собой иностранца, то придется просить разрешение на путешествие у ФСБ.

И не забудьте документы – на машине не миновать пограничной заставы.

-32

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь ссылкой в соцсетях.