В конце 1920-х годов Советский союз взял курс на индустриализацию, которая должна была быстро превратить преимушественно аграрную страну в промышленную державу, тем более что новоиспеченное советское государство находилось под санкциями, и поставки необходимой техники из-за рубежа были ограничены.
Для строительства большого числа фабрик и заводов, а также необходимой инфраструктуры требовались сотни тысяч рабочих рук, причем за минимальную цену. Тогда и был найден гениальный выход - использовать бесплатный труд заключенных исправительных трудовых лагерей "во благо советского общества".
Лагеря системы ГУЛАГ (Главное Управление ЛАГерей) НКВД СССР, в которых в 1930-50е годы единовременно содержалось около 2,5 млн. человек, до половины из которые были арестованы за контрреволюционную деятельность, оказали большое содействие в строительстве крупных пррмышленных и транспортных объектов, около которых специально организовывались временные лагеря.
После прихода к власти Хрущева вместо зэков на строительство всесоюзно значимых объектов по комсомольским путевкам стали привлекаться студенты-комсомольцы.
Сегодня в нашем обзоре - 5 ударных строек коммунизма, где массово использовался труд советских заключенных.
1.Канал имени Москвы (1932-1937)
Для постройки канала длиной 128 км, который соединил Волгу с Москва-рекой и обеспечил столицу водопроводной водой, а также расширил возможности судоходства, привлекли порядка 190 тыс. заключенных. Для их содержания в подмосковном Дмитрове в Борисоглебском монастыре был организован штаб Дмитлага, а лагеря с зеками располанались вдоль всей трассы. На канале, который в отличие от многих других не является самотечным, а вода накачивается насосами, были построены 8 шлюзов.
Каналоармейцы, в т.ч. и женщины были задействованы на тяжелых земляных работах, вывозя землю и мешая бетон, трудясь по 10 часов в сутки. Считается, что именно при постройке первых каналов возникло жаргонное слово зэк, так как подневольнвх тружеников именовали з/к, сокращение от заключенный-каналоармеец.
Строительство продолжалось 5 лет, канал был заполнен водой в апреле 1937 года. В ходе строительства были потеряны не менее 22 тыс. заключенных. По окончании стройки за ударный труд более 55 тыс. бывших каналоармейцев были освобождены.
2.Байкало-Амурская магистраль (БАМ, 1935-1953)
Заключенные нескольких лагерей с 1935 года вели подготовку к прокладке ж/д магистрали на участке Тайшет - Советская гавань, валя лес, делая насыпь и укладывая рельсы. На стройке было задействовано более 150 тыс. зэков.
Во время ВОВ стройка прерывалась, но тем не менее к 1945 году открыли участок Комсомольск-на-Амуре - Советская гавань, а в 1951 - Тайшет - Братск - Усть-Кут, на остальных участках сделана насыпь.
После прихода Хрущева лагеря были расформированы, и стройка оставшегося участка БАМа была заморожена на 20 лет, пока сюда в 1970-е годы не пригнали на ударную комсомольскую стройку молодых стройотрядовцев по комсомольским путевкам после ухудшения отношений с Китаем. В полном объеме магистраль была сдана лишь в 1989 году.
3.Норильский горно-металлургический комбинат (1935-1956)
После ряда геологических экспедиций, которые установили богатые залежи полиметаллов, в 1935 году в условиях тундры и вечной мерзлоты с экстремальными морозами и сыльными заносами зимой началось возведение комбината, специально для которого был организован Норильлаг на 50 тысяч заключенных. Первые цеха завода были введены в эксплуатацию в 1939 году, а в 1942 получена первая партия никеля. Рядом также силами зэков велось строительство жилого поселка, который впоследствии превратился в город Норильск. Деятельность трудлагеря была полностью ликвилирована лишь к 1956 году.
4.Химкомбинат Маяк (1945-1948)
В рамках развития советской атомной программы в Челябинской обл. в 1945 году было начато строительство секретного Комбината 817 с первым в СССР промышленным ядерным реактором для получения военного плутония. В 1948 году реактор был запущен, что впоследствии привело к серьезному ралиоактивному загрязнению окружающей территории.
Труд заключенных, в основном репрессированных немцев Поволжья, использовался как при строительстве комбината, так и при устранении первых аварий, что приводило к переоблучению зэков. Проживали трудармейцы в землянках и бараках.
5.Трансполярная магистраль (1947-1953)
Железная дорога на Крайнем Севере в условиях вечной мерзлоты от Чума до Игарки длиной 1459 км (строительные проекты 501-503), которая так и не была достроена, строилась ГУЛАГом ж/д строительства с 1947 по 1953 года.
Дорога получила свое название, поскольку проходит недалеко от Северного полярного круга. На строительстве было задействовано порядка 80 тыс. заключенных. После кончины Сталина была объявлена амнистия, а стройка была заброшена.
Часть участка Чум - Лабытнанги и Старый Надым - Новый Уренгой все же была впоследствии введена в эксплуатацию и сейчас работает, несколько других были заброшены и сейчас находятся в непригодном для эксплуатации состоянии.
В настоящее время в рамках проекта Северный широтный ход в связи с активной разработкой нефтегазоносных месторождений планируется достройка и восстановление участка Лабытнанги - Старый Надым.
👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй, репость в соцсетях!