Предисловие: тема с клятвами судя по всему популярна и вокруг нее часто вижу споры в комментариях. В этой статье я выдвину свою версию как это могло происходить и постараюсь объяснить почему.
Клятвы русских дохристианских князей главным образом описаны в договорах с Византией. Таких договоров мы знаем сразу несколько и клятвы там похожи. Какие главные ошибки по моему мнению делают те, кто строит различные гипотезы на основе этих клятв?
Первая ошибка - это думать что все воины русских князей поклонялись одному и тому же пантеону богов. Если смотреть внимательно - везде упомянуты два бога Перун и Велес. С культом Велеса не все так просто. Это наиболее почитаемое божество у финно-угорских народов проживающих на территории подвластной первым русским князьям. Главным образом это народы меря, весь, чудь, мурома. На территории проживания этих народов можно встретить огромное количество капищ-мегалитов, одиночных так называемых "велесовых камней" и другие следы этого культа. Например бог Велес в виде медведя изображен на гербе моего родного города - Ярославля. Медведь по верованиям коренного народа меря проживавшего здесь - это воплощение самого Велеса. Славянская этимология имени этого бога не ясна и в славянский пантеон он мог проникнуть под влиянием племен финской группы на территории которых пришли славяне. Примечательно, что в некоторых легендах Велес - не покровитель животного мира, а змеевидный бог, живущий на земле, антагонист обитающего на небе громовержца Перуна. Также о том, что Велес первоначально бог именно финских племен свидетельствует еще один факт - согласно житию Авраамия Ростовского, Чудской (мерянский) конец Ростова в XI веке поклонялся каменному идолу Велеса.
Культ Перуна это вне сомнения славянский культ. У балтов есть аналогичный бог - Перкунас и в основе лежит один и тот же индоевропейский культ бога громовержца. Но Перун был главой пантеона возможно не во всех славянских племенах. Распространен же на все племена культ Перуна как верховного бога в пантеоне мог быть только во время князя Владимира, который до принятия христианства пытался реформировать язычество и установить схожие обычаи во всем государстве. Как раз тогда же Перун и Велес могли оказаться в одном едином пантеоне языческих богов. В любом случае тот факт, что часть воинов клянется одним богом, а другая часть - другим, уже говорит о различиях в верованиях в довладимирскую эпоху.
Вторая ошибка - это думать, что все клялись только Перуном и Велесом. На самом деле все сложнее и надо внимательнее вчитываться в текст. Наиболее полно клятвы описаны в договоре 971 года. Кары за ее нарушения звучат там так:
"..будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем..."
На самом деле тут не одна и не две клятвы а целых четыре! Присутствуют именно четыре разных кары за нарушение своего слова. Сначала расскажу про "желты как золото". Это тюркская клятва и в полном виде она описана в "Книге городов" арабского географа Ибн ал-Факиха ал-Хамадани (начало X в. - то есть это слова как раз современника):
"И когда хотят тюрки взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, держат его, затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят дающему клятву: „Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото". Потом после клятвы он выпивает эту воду"
Так могли клясться степняки, союзные князю Святославу. В договоре 907 года намека на эту клятву нет, там это описано так:
"Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир."
Это и не удивительно, у Олега в войске были столько скандинавы, славяне и финские народы. Никаких степняков, тюрков или еще кого-то, кто стал бы клясться таким образом.
Следующие две клятвы - это клятвы богами Перуном и Велесом. Тут все просто, те кто ими клялся в качестве кары могли поучить проклятие от этих богов, в принципе все так и записано: "будем прокляты от бога, в которого веруем".
А вот теперь самое интересное - четвертая клятва. Это клятва на оружии! Этот момент почему то большинство пропускает. Хотя везде она перечисленная как отдельная клятва, в договоре 907 года прямо дан список чем клялись: оружием, Перуном, Велесом. Договор 971 раскрывает дополнительные подробности сути клятвы и они очень важны: "своим оружием посечены будем". У некоторых славянских племен тоже были приняты клятвы на оружии и возможно часть славянских племен клялась именно так, Но! Гибель от собственного оружия в случае нарушения клятвы - это признак именно скандинавской клятвы. Обычай клясться на оружии проник к славянам от скандинавов или обычай возник самостоятельно сказать сложно, ибо ритуал немного разный. Скандинавы как правило втыкали меч в землю, славяне же держали оружие плашмя (с мечами кстати у славян поначалу было туго, о чем я писал вот тут). Но вот кара в виде того, что собственное оружие обратится против тебя в случае нарушения клятвы - это чисто скандинавская тема. Таким образом, если Олег и прочие князья имели скандинавские корни, то они клялись именно так, а не Перуном или Велесом.
В договоре 912 года Перун и Велес вообще не упомянуты - только клятва на оружии. В Договоре 944 года клятва на оружии также присутствует.
Кстати в договоре Игоря упоминаются и скандинавские священные браслеты (в тексте названы обручами):
"А некрѣщении русь да полагають щиты своя и мечи свои нагы, и обручи свои и прочая оружья"
Здесь видимо автор постарался расписать подробнее, чем про клятвы времен Олега.
Подобная скандинавская клятва "Да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь" часто встречается в сагах, например "Сага о Нъяле","Речи Гримнира","Сага об Олаве, сыне Трюггви", "Сага об Эгиле" и др.
Еще одна вполне вероятная версия. Поскольку культ бога-громовержца общеиндоевропейский, у скандинавов как и у славян в пантеоне есть такой бог - Тор. Известно, что у скандинавских богов одновременно могло быть несколько имен. Тот же Один известен и как Вотан и как Эгир и как Харбард и т.д. Тор так же известен и например как Донар. Скандинавы вполне могли воспринимать имя Перун как еще одно имя Тора. Также для скандинавов было часто характерно приносить жертвы не своим богам, а местным, когда они находились далеко от дома. Для язычника того времени все было просто - я тебе жертву, а ты мне удачу. Свои боги далеко, могут не услышать.
Еще крайне примечательно, что Перунов день-четверг, по-немецки четверг-Donnerstag, по-шведски Torsdag (в норвеж. и датском аналогично), по-английский Thursday. И еще совпадение. Мо́лния – праслав. *mъlni… родственно др.-прусск. mealde "молния", др.-исл. Мjo<llnir "молот Тора, молния", myln "огонь", кимр. mellt "молния". В Старшей и Младшей Эдде (скандинавский эпос) и сам Тор зачастую именуется Fiorgun, а в готском "Fairguni". А имя Fiorgun (Фьоргюн), в свою очередь, принято связывать с именем Перун. Оно происходит от протогерманского *fergunja, означающего "гора", возможно, "горный лес", которое может происходить от праиндоевропейского *per-k w un-iyā ("царство бога Perkwunos'а"). Ну а про Перкунаса мы уже знаем - это балтский Перун.
Вот тезис из энциклопедии "Мифы народов мира" относительно Fjörgyn:
"Фьёргюн этимологически тождественно Перкунасу - Перуну и указывает на генетическую связь Тора с балто-славянским громовником".
Также есть версия, суть которой в том, что именно культ Тора и повлиял на Владимира, когда тот сделал его верховным божеством в созданном им общем пантеоне языческих богов. Эту версию разделяли историки М. Погодин и С. Рожнецкий.
Любопытна и закономерность. Даже если считать договор 907 года не вымыслом летописца, то текст непосредственно договора 907 г. заканчивается словами "...и торгуют сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов". Так его выделяют из текста летописи например историки Лихачев и Творогов. Дальше о Перуне и Велесе/Волосе следуют уже слова самого летописца. Т.е. действительно ли были упомянуты эти боги в договоре - далеко не факт. Как уже писалось выше, в договоре 911 года Перун и Велес/Волос также не упомянуты. В итоге славянские боги появляются в договорах только лишь тогда, когда среди древнерусской знати появляются лица со славянскими же именами.
P.S. Кстати интересный факт: в договоре с епископом Абсаломом как засвидетельствовано у Саксона Грамматика западные славяне раны (руяны) клянутся бросанием камня в воду "ввержением камня в воду" - чисто славянской клятвой, зафиксированной и у других разных славян и дословно звучавшей примерно так: "Скорее этот камень всплывет, а хмель утонет, чем я нарушу эту клятву".