Найти тему

Увлекательное исследование истории: в Москве проходит выставка советского киноплаката

Более 100 оригинальных киноплакатов к культовым советским фильмам: «Девчата», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Любовь и голуби», «Мимино», «Вокзал для двоих», «Асса» и другие. До 29 августа в Мультимедиа Арт Музее открыта выставка «Советский киноплакат. 1950—1980-е годы. Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею».

Анатолий Улымов. Рекламный плакат к фильму «Не горюй!». 1982. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Анатолий Улымов. Рекламный плакат к фильму «Не горюй!». 1982. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Выставка в МАММ — исследование истории киноплаката, истории советского кино и одновременно — истории страны, ведь искусство существует в контексте истории. Некоторые из представленных на выставке киноплакатов созданы на основе фотографии и являются важными страницами развития жанра фотомонтажа в СССР.

Борис Рудин. Рекламный плакат к фильму «Королева бензоколонки». 1963. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Борис Рудин. Рекламный плакат к фильму «Королева бензоколонки». 1963. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

1920-е годы — эпоха расцвета советского авангардного кинематографа. Именно в это время Сергей Эйзенштейн создает свои новаторские фильмы: «Стачка» (1924), «Броненосец „Потемкин“» (1925), «Октябрь» (1927), — революционно повлиявшие не только на советское, но и на мировое кино. Плакаты, конгениальные фильму «Броненосец „Потемкин“», делал звездный Александр Родченко, работавший также над афишами и шрифтами для легендарного киножурнала «Кино-Правда» (1922—1924) Дзиги Вертова. Родченко же делал плакаты для «Кино-глаза» (1925) Дзиги Вертова, получившего Серебряную медаль Всемирной выставки в Париже. С 1920-х годов над киноплакатами к советским фильмам работали лучшие художники того времени. Если плакаты эпохи советского модернизма достаточно хорошо изучены и часто появляются на российских и международных выставках, то советские киноплакаты послевоенного времени известны гораздо меньше.

Михаил Хейфиц. Рекламный плакат к фильму «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». 1965. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Михаил Хейфиц. Рекламный плакат к фильму «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». 1965. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

В Советском Союзе кино было самым массовым искусством. Именно оно формировало этические и эстетические установки миллионов людей. В доинтернетную эпоху киноплакат играл огромную роль в популяризации фильмов. Художники, работавшие над киноплакатами, должны были создать яркую и сильную метафору, которая могла бы захватить потенциального зрителя, концентрированно выразить историю, рассказанную в фильме, а также соответствовать визуальной эстетике, заложенной в картине.

Евгений Позднев. Оригинал-макет рекламного плаката к фильму «Волга-Волга». 1949. Бумага, карандаш, гуашь, аппликация. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Евгений Позднев. Оригинал-макет рекламного плаката к фильму «Волга-Волга». 1949. Бумага, карандаш, гуашь, аппликация. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

В 1945 году по приказу Комитета по кинематографии было организовано центральное издательство Советского Союза по производству кинорекламы — «Рекламфильм», объединявшее лучших художников своего времени для массового производства киноплакатов. Сегодня мало кто помнит их имена. Между тем, например, Борис Зеленский за свою творческую карьеру создал более семисот киноплакатов. В 1948 году он был удостоен главного приза Международной выставки плаката в Вене. В экспозиции он представлен афишами к фильмам «Волга-Волга» и «Гамлет». Режиссером фильма «Гамлет», вышедшего в 1964 году, был гениальный Георгий Козинцев, музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович, а главную роль сыграл великий Иннокентий Смоктуновский. Этот потрясающий фильм, номинированный на «Золотого льва», получивший премию BAFTA в номинации «Лучший фильм», сегодня подзабыт. Его точно стоит пересмотреть. За прошедшие годы «Гамлетов» создавали многие прекрасные режиссеры, но фильм Козинцева — шедевр. История советского киноплаката помогает вспомнить историю советского кино.

Михаил Хейфиц. Рекламный плакат к фильму «Карнавальная ночь». 1956. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Михаил Хейфиц. Рекламный плакат к фильму «Карнавальная ночь». 1956. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Михаил Хейфиц, начал свою творческую деятельность в 1948 году в «Рекламфильме»; создал более 200 кинореклам, плакатов-афиш, информационных плакатов; входил в творческое объединение «Агитплакат». В 1976 году он получил Бронзовую медаль на Международном конкурсе плакатов в Болонье. Хейфиц не только создавал киноплакаты, он автор множества статей об искусстве плаката и, в частности, киноплаката. На выставке в МАММ представлены его афиши к таким легендарным фильмам, как «Карнавальная ночь», «Полосатый рейс», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».

Леонид Богданов. Рекламный плакат к фильму «Кин-дза-дза!». 1987. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Леонид Богданов. Рекламный плакат к фильму «Кин-дза-дза!». 1987. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Леонид Богданов — ведущий художник кинорекламной индустрии 1980-х годов, работы которого трижды входили в состав выставок «Лучшие плакаты мира» под эгидой ЮНЕСКО. На выставке в МАММ можно увидеть его афиши к культовым фильмам «Айболит-66», «Убить дракона», «Кин-дза-дза!».

Выставка «Советский киноплакат. 1950—1980-е годы. Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею» открывает цикл выставок, в рамках которого МАММ будет демонстрировать новые поступления в коллекцию музея.

Выставка проходит до 29 августа в МАММ (Остоженка, 16) и организована при поддержке Норникель.

Узнать какие еще выставки открыты в музее можно на сайте mamm.art