Найти тему
Заметки Моргора

О функциях Велеса вкратце

Первое, что придёт в голову при упоминании теонима «Велес» у изрядного количества людей, – это, наверняка, эпитет «скотий бог».

И действительно, вот цитата из «Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (дата написания: XI–XIV века):

Молят под овином, огневи и вилам и мокоши и симу и реглу и перуну и волосу скотью богу, роду и рожаницам.

А вот – из «Киевского синопсиса» (это такой компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия):

Вторый идол бысть Волос, бог скотов.

Что значило быть «скотьим богом»? Не только покровительствовать животине, которую разводили с целью прокормиться. Скот в стародавние времена – это и достаток, и богатство. Впрочем, только ли в стародавние? Благосостояние современного фермера тоже напрямую зависит от количества голов скота в его стадах. Отсюда Велес – бог богатства. Несложный логический вывод. А ещё – бог, связанный с миром мёртвых. Это заключение менее очевидное, делается оно, исходя из общеиндоевропейского представления о загробном мире как о пастбище, где один из богов пасёт души мёртвых.

О связи Велеса с миром мёртвых свидетельствует также его связь с золотом. В договоре Руси с Византией 907 года, где славянские боги призываются в качестве сверхъестественных свидетелей и гаранта данного слова, Перун соотносится с оружием, а Велес – с золотом. Но, очевидно, не с драгметаллом, а с некой болезнью, от которой кожный покров желтеет: подразумевается, что Перун покарает клятвопреступника смертью от клинка, а Велес – от хвори. Ассоциативная цепочка проста: хворь – смерть – загробный мир.

Также золото, как подметил ещё Александр Николаевич Афанасьев (известный фольклорист и писатель XIX века), в русских народных сказках зачастую служит атрибутом «того света».

В памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» певец и сказитель Боян называется Велесовым внуком:

Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче.

Это даёт основание предположить связь Велеса с обрядовыми песнями, с поэзией. А стало быть, с мудростью и... опять-таки с загробным миром (поскольку посредством обрядовых песен налаживалось мистическое взаимодействие с почившими пращурами и сверхъестественными существами).

Обычай оставлять несжатыми несколько стеблей злаков, называемых «Волосовой бородкой», указывает на земледельческую функцию Волоса-Велеса.

Итак, подытожим... Велес – божество с ярко выраженными скотоводческой и земледельческой функциями и вместе с тем – бог мудрости, имеющий отношение к стихии загробного мира.

Конечно, источников я привёл мало, да и старался быть лаконичным (собственно, потому я и приписал в названии статьи «вкратце»). О функциях Велеса можно говорить очень и очень долго, приводя очень и очень много материала, но это уже не будет формат заметки в «Дзен». Тем, кто хочет больше информации по данному вопросу, я весьма рекомендую (кстати, не в первый раз на этом канале) книгу «Филологические разыскания в области славянских древностей» филолога, лингвиста, семиотика, историка языка и культуры Бориса Андреевича Успенского (сей труд имеет место быть в свободном доступе на просторах Сети, просто вбиваем название в поисковик).

Также предлагаю ознакомиться с нашей предыдущей статьёй «Велес или Волос? Попробуем разобраться...», кликнув по этим синеньким буковкам (кто не читал).

Иллюстрация Андрея Клименко
Иллюстрация Андрея Клименко