Авраам перед своей смертью благословил Исаака, сына своего. Ничего необычного здесь нет — отец благословляет единственного сына, законнорожденного от любимой жены.
Но у Исаака было два сына и он мог дать благословение только одному из них.
Под ветхозаветным благословением, как свидетельствует Библия, понимается несколько иное священнодействие, чем в новозаветные времена. Патриарх Авраам является родоначальником избранного народа в котором родится Спаситель.
Господь Иисус Христос воплотился и стал Богочеловеком и Церковь дала миру Евангелие, в котором пишет Его родословие. И перед Рождеством Христовым Церковь вспоминает предков Спасителя по плоти, каждый из них получил благословение от отца быть продолжателем веры Авраама.
Эту веру каждый его потомок должен был хранить, пронести чистой до конца своей жизни и передать одному из своих наследников. И Промыслом Божиим израильский народ через века сохранил веру неповрежденной от язычества и поэтому стало возможным воплощение Сына Божьего.
Люди, которые вошли в родословие Иисуса Христа — это род праведников, но это не те новозаветные праведники, которых мы обычно называем святыми, или блаженными. Это нравственно не безупречные люди.
К примеру в родословии Христа указывается блудница Раав язычница из Иерихона. Когда израильский народ вышел из пустыни стал завоевывать Землю Обетованную на пути их находился город Иерихон. Раав сердцем поверила, что с этим народом Бог и спасла от смерти двух израильтян. Но перед этим заключила с ними договор, что при завоевании города они сохранят ей жизнь. Потом она стала женой еврея среди потомков которого был царь Давид и другие предки Спасителя по плоти.
Единственная добродетель, которая сделала блудницу праведницей и она смогла оказаться в родословии Господа — это вера.
Также и об Аврааме Слово Божие свидетельствует:
Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4, 3).
То есть человек оправдывается не добрыми делами, не хорошими поступками, не безупречной нравственностью — прежде всего человек оправдывается верою.
Верующий в Бога и доверяющий ему — уже праведник.
К примеру, возьмем жизнеописание царя Давида. С человеческой точки зрения он бесспорный грешник. Прелюбодействовал и убил мужа своей любовницы чужими руками, послав его на верную погибель. Убив человека лично ему преданного, ни в чем не повинного, Давид берет его жену себе в жены, совершает при этом двойной грех.
Но когда его обличает пророк, он кается, сердце его сокрушается, смиряется и восстанавливается мир с Богом. Царь по природе немощен, как все люди, но и в немощи Давид не теряет веру и сберегает благоговение перед Богом.
Совершенно иначе поступил его предшественник царь Саул, который не признав свою вину, замкнулся от Бога, не раскаялся, — потому что был неверующим и не был праведником.
Вера — это благоговейное состояние души, испытывающей трепет перед Богом.
Это не просто признание — Бог есть — и на этом все заканчивается. Такой человек как бы говорит: "Что мне до того, что Бог есть? На Бога надейся, а сам не плошай! Я сам себе хозяин. Моя жизнь в моих руках! Я сам решаю, что мне делать!"
Про такую веру апостол Иаков сказал:
и бесы веруют, и трепещут. (Иак. 2, 19).
То есть и бесы верят, что Бог есть, но не считаются верующими и, тем более, праведными.
Праведным, человека делает только та вера, которая дает осознание, что жизнью человека управляет Бог и все в жизни зависит от Него.
Именно такую веру передал Авраам Исааку, Исаак сыну Иакову, Иаков своему сыну Иуде и так далее из рода в род, от отца к сыну. И эти праведники находились в состоянии благоговения перед Богом, уповали и надеялись на помощь Божию, на Его милость и защиту.
Эти надежда и благоговение — есть проявление веры, являются ее "делами".
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак. 2, 26).
Только такая вера вменяется в праведность, даже если человек по своей природной немощи согрешает.
По объяснению святых отцов, даже Адам мог сменить гнев Божий на милость, если бы обвинил себя, раскаялся и не спрятался от Бога. Именно такую веру Бог ждет от нас.
В предыдущих статьях уже отмечалось, что Авраам явил свою веру в подвигах доверия, послушания и любви к Богу, и пройдя все искушения стал патриархом избранного народа.
Такое благословение от Бога, означает, что в потомстве Авраама родиться Мессия.
И дальше Авраам передает это благословение Исааку, а тот в свою очередь — Иакову и так далее из рода в род. Это не передача наследства, или пожелание безопасной, счастливой жизни, — это передача преемственности Святаго Духа.
Это благословение означает, что человек сподобился принять нетварную Божественную энергию, которая содержит в Себе дар веры.
Через это благословение передается от отца к сыну дар веры, которой человек утверждается, которую он становится способен сохранить и передать дальше через поколения.
Апостол Павел говорит, что один и тот же Дух Святой, но дары у Него различны:
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом… (1Кор. 12, 8-9).
Поэтому, чтобы сохранить в себе веру, передать ее своим потомкам, необходим дар Духа Святого. Источник любой добродетели в нас, в том числе и веры, — это Бог.
И суть благословения в том, чтобы стало возможным Боговоплощение, поэтому Господь Сам управлял Своими избранниками. И даже когда отец заблуждался в передаче благословения, как например потерявший зрение Исаак, Промыслом Божиим — это благословение переходило именно к тому, кто был его достоин, то есть был верующим.
И такая вера, такое стремление и служение Богу, делало человека праведным. Осознание того, что в его роду родится Спаситель мира, изгоняло из его сердца всякий грех.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал «Духовные посевы» мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте “палец вверх”.