Найти тему
Андрей Осипов

А всегда ли попы и владыки ездили на "мерсах"?

Любят люди нецерковные попенять православным за яхты некоторых иерархов, коттеджи некоторых епископов и мерсы некоторых священников.

Церковные же люди видят проблему глубже и знают, как минимум, о конвертиках архиерею и борьбе за доходные храмы. Миряне вообще мало, что знают, потому что в церковной жизни они участвуют только как плательщики за требы.

Совокупность этих и других проблем в РПЦ сплетена в клубок и, наверное, достоина называться болезнью.

А давайте-ка отмотаем назад. В 40е - 50е годы первого века. Как жили апостолы? Те самые 12 апостолов и развиваемая ими Церковь?

Во-первых, люди приносили апостолам деньги, продавая свое имение и земли. Все у них было общее. И проданное разделялось всем по нужде их. Как это именно происходило - непонятно. Известно, что было ежедневное раздаяние потребностей, где помогали вдовам. Ну, а апостол Павел зарабатывал изготовлением палаток. Думаю, что общее там было все, как в рамках семьи - на пожертвования покупались дома и скот для нуждающихся, платились деньги вдовам, беднякам и апостолам/диаконам/пресвитерам. Остальные же зарабатывали себе деньги сами. Излишки заработка также отдавали Церкви, откладывая еженедельно. Недосягаемый идеал христианской жизни. Но могли же!

Второе утерянное явление апостольской эпохи, о котором я не могу не упомянуть, это агапы. Агапы - это были посиделки после Евхаристии, которые происходили обычно вечером. Они происходили ради благотворительности и для христианского общения. Общения и трапезы, где все братья и сестры были равны. И апостолы ели одну пищу с человеком, который пришел в храм впервые. Именно на таких агапах и могла формироваться сплоченная община. Могли же! Увы, в нынешних реалиях РПЦ мы не имеем массово ни агап, ни общин. Люди ходят годами в один храм, но ничего друг о друге не знают. А уж о положении мирян в РПЦ в целом - лучше и не вспоминать.

Но не всегда так было. Не всегда.