Найти тему

И старушки, и веселушки

Они умели смешить и сами обладали незаурядным чувством юмора. Актрисы советского кино, комедийные и многожанровые. Они редко получали большие роли, оставаясь блистательными исполнителями второго плана, лишившись которого любая прима осталась бы без поддержки.

И ещё одна общая деталь их биографий – голоса этих актрис звучат во многих советских мультфильмах, любимых разными поколениями.

Кадр из фильма "Укротительница тигров"
Кадр из фильма "Укротительница тигров"

Гликерия Богданова-Чеснокова (13.05.1904 – 17.04.1983)

Родилась в Санкт-Петербурге. Окончила Школу академической русской драмы при Александринском театре. В её артистическом послужном списке – Ленгосэстрада, Ленинградский мюзик-холл, Театр эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Такая серьёзная профессиональная работа очень помогла в годы Великой Отечественной войны – актриса более трёх тысяч раз выступала на передовой.

Вместе с Риной Зелёной снималась в первом советском звуковом художественном фильме «Путёвка в жизнь» (режиссёр Николай Экк, 1931 год). Начиная с фильма «Каин XVIII» (режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1964 год) практически ежегодно была занята на съёмках очередной картины. Ей давали роли то придворных дам, то базарных торговок. В фильме-сказке «Финист-Ясный Сокол» (режиссёр Геннадий Васильев, 1975 год), актриса играет одну из трёх старушек-веселушек, и в этой компании она самая отвязная.

Дважды сыграла бывшую возлюбленную Ипполита Воробьянинова в «12 стульях» - сначала в телеспектакле, потом в комедии Гайдая.

Участвовала в озвучивании мультфильма «Всем чертям назло».

Кадр из фильма "Летучая мышь"
Кадр из фильма "Летучая мышь"

Любопытно, что первая заметная роль Богдановой-Чесноковой в фильме «Укротительница тигров» - супруги главного бухгалтера цирка и чадолюбивой матери -закольцована с ролью Амалии, жены прокурора в фильме-оперетте «Летучая мышь». И в том, и в другом случае актриса играет чуть карикатурно, особенно когда она начинает давать практические уроки для охотниц на мужчин.

Умерла 17 апреля 1983 года в Ленинграде. Похоронена на Серафимовском кладбище.

Кадр из фильма "Большая перемена"
Кадр из фильма "Большая перемена"

Валентина Сперантова (19.02.1904 – 07.01.1978)

Окончила Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). В юности играла в театре роли мальчиков; после пятидесяти начала играть бабушек. Снялась в двадцати пяти картинах.

Многие фильмы, в которых она участвовала, не остались в памяти ни зрителей, ни критиков. Зато картину «Большая перемена» (режиссёр Алексей Коренев,1972 год) смотрели, смотрят и, вероятно, ещё долго будут смотреть. А значит, вспомнят Сперантову, которая сыграла в этом фильме уборщицу тётю Глашу. Такие вот добрые, сочувствующие чужим тревогам и заботам бабушки были и в жизни, и в кино. Например, в фильме "Три дня в Москве"(режиссёр Алексей Коренев,1974 год), актриса тоже была занята.

Валентину Сперантову часто приглашали озвучивать мультфильмы. Её голосом говорил мальчик из «Золотой антилопы», Нильс, путешествовавший с дикими гусями, Мальчиш-Кибальчиш…

Кадр из фильма "Когда рядом мужчина"
Кадр из фильма "Когда рядом мужчина"

Последняя роль, сыгранная в кино – пожилой врач Александра Александровна в фильме «Когда рядом мужчина» (режиссёр Валериу Гажиу, 1977 год). Она уже на пенсии, но по-прежнему помогает своим бывшим пациентам словом и делом. Эпизод с участием Сперантовой длится не больше пяти минут, но образ она создала проникновенный и узнаваемый. Я таких враче ещё застал.

Умерла 7 января 1979 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Кадр из фильма "Подкидыш"
Кадр из фильма "Подкидыш"

Рина Зелёная (25.10.1901 – 01.04.1991)

Актриса, которую трудно назвать бабушкой, скорее, тётушкой – с милыми странностями и неподражаемыми интонациями. Одна из первых начала выступать в жанре, который мы сегодня называем «стендап-шоу». По легенде, впервые вышла на сцену в Одессе, в театре «КРОТ», но полное её имя – Екатерина – на афише не поместилось, и тогда его сократили до «Рина». Под этим псевдонимом она и прожила всю жизнь.

Дебютировала в кино в фильме «Путёвка в жизнь». По-настоящему всесоюзную известность ей принесла картина «Подкидыш» (режиссёр Татьяна Лукашевич, 1939), сценарий к которой Рина Зелёная написала вместе с детской поэтессой Агнией Барто. Её героине, домработнице Арише многие пытались подражать, но ни у кого не получалось так безостановочно тараторить. Почти такую же словоохотливую дамочку Рина Зелёная сыграла в фильме Григория Александрова «Весна» (1947 год). Её гримёрша тоже болтала как заведённая. А вот певица в ресторане из фильма Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1965 год) - словно дань прошлому, когда Рина Зелёная выходила на эстраду.

Кадр из фильма "Приключение Буратино"
Кадр из фильма "Приключение Буратино"

Самой благодарной её аудиторией были, пожалуй, дети. Роли Рины Зелёной в детском кино – это великолепная коллекция актёрских работ, каждая из которых заслуживает высшей оценки. Ставшая старушкой девочка Надя из «Сказки о потерянном времени» (режиссёр Александр Птушко, 1964 год). Тётушка Ганимед в «Трёх толстяках» (режиссёр Алексей Баталов, 1966 год). И, наконец, то ли меланхолически-отрешённая, то ли дзеновски-просветлённая черепаха Тортила из фильма «Приключения Буратино» (режиссёр Леонид Нечаев, 1976 год).

Участвовала в озвучивании десятков мультфильмов, ставших классикой советской мультипликации: «Кто сказал мяу?», «Вовка в Тридевятом царстве», «Приключение Незнайки и его друзей».

Кадр из фильма "Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона"
Кадр из фильма "Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона"

В культовом цикле «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снялась в роли квартирной хозяйки детектива, миссис Хадсон. Вышло пять картин с её участием. Фильм «Двадцатый век начинается» (режиссёр Игорь Масленников, 1986 год) стал для актрисы последним.

Скончалась 1 апреля 1991 года в тот день, когда ей должны были присвоить звание Народной артистки СССР. Похоронена на Введенском кладбище, рядом с мужем, архитектором Константином Топуридзе, спроектировавшем знаменитый фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ.