В СССР снималось довольно много интересных фильмов о поиске нацистских пособников. Думаю, все вспомнят многосерийные фильмы "Противостояние" ,"Совесть", "Человек в проходном дворе", "Без права на пощаду" и классику жанра - "Государственный преступник". Есть менее известные достойные картины на эту тему и я предлагаю их посмотреть.
"Ночной мотоциклист" 1972 г.
На пустыре у города Рогачева тренируются мотоциклисты. Они находят труп работника химкомбината Асеева, а приехавшие по вызову милиционеры - нож-финку. Такие ножи изготавливались во Вторую мировую войну для африканского корпуса Роммеля.
Капитан милиции Комаровский привлекает к расследованию недавно назначенных сотрудников: своего старого друга следователя Резника и приехавшего с ним лейтенанта Павла Старину. Павел - родом из Рогачева, был летчиком, пришел в милицию недавно, по партийному назначению.
Резник сваливается с гриппом и житейски опытному Комаровскому со слишком полагающимся на логику лейтенантом приходится притираться друг к другу. По версии Павла улики указывают на друга убитого Асеева - сторожа Шабашникова.
Нож его, следы сапог в разворошенном доме Асеева - тоже его и он мог знать о снятии жертвой накануне крупной суммы денег. Комаровский убеждает подчиненного, что давние друзья так просто друг друга не убивают, а нож и сапоги могли украсть.
Накануне происшествия сторож на дому продавал щенков. К нему приходило пять посетителей, кто-то из них мог захватить чужие вещи. Трое имеют алиби, но Комаровский обращает внимание на то, что один из них, начальник почты Фесенко, участвовал в опознании ножа Шабашникова.
Оба они знакомы как охотники, наверняка видели снаряжение друг друга, однако, Фесенко ни один из предъявленных ножей не узнал. Участники следствия начинают проверять его показания об отсутствии во время совершения преступления.
В фильме царит атмосфера увлечения мотоспортом. Город готовится к мотокроссу, лейтенант и его девушка гоняют на мотоциклах, в бумагах Асеева кто-то копался, оставив пятна горючего, - ясно, что в сюжете мотоцикл будет играть важную роль.
Военный след проявляется пунктирно: происхождение ножа, неоконченная записка убитого к другу, с которым в войну были в концлагере.
Впечатляет роль Николая Олялина - Павла Старины. Вот таким должен быть настоящий мужчина: решительным, немногословным, с сильным характером и стремлением к справедливости.
У героя хватило мужества отказаться от самой простой версии и упорно опровергать ее, когда его новый начальник, майор Помилуйко, чуть не засадил удобного подозреваемого Шабашникова. Только поиск лейтенантом Стариной дополнительных улик развалил обвинение.
Сюжет фильма сокращен в сравнении с одноименной повестью Виктора Смирнова, но актерская игра его оживляет. Персонажи, душевный и опытный капитан Комаровский (Николай Гринько), равнодушный бюрократ Помилуйко (Станислав Станкевич), лицемерный предатель Фесенко (Степан Крылов) убеждают в реальности происходящего на экране.
"Особое мнение" 1967 г.
Одесса, море, пляж, юноша и девушка в минимальной одежде бегают друг за другом по прибрежной полосе. Девушка прячется от своего спутника в овраг и, вскоре, раздается ее испуганный крик - там чей-то труп. Дело достается молодому следователю прокуратуры Сергею Ковалеву. Что произошло? Убийство? Самоубийство? Несчастный случай?
В карманах убитого нашли билет в кино на "Королеву Шантеклера" и проездной. Анализ маршрута транспортного пути и порядка распределения профкомами дефицитных билетов привел на фабрику игрушек. Местный кадровик сразу узнал жертву - Трофимов Юрий Васильевич, мастер цеха, уволился три месяца назад.
На квартире покойного обнаружены две справки из адресного бюро на имя Городецкого Николая Александровича. Один найденный Городецкий - молодой тренер по водным лыжам, другой - пожилой историк с замашками Шерлока Холмса. Оба не знают Трофимова. На Ковалева давит непосредственный начальник, прокурор Скурчихин, но у Сергея нет версий.
Выясняется, что Трофимов - единственный выживший член подпольной группы, работавшей на оккупированной территории. После войны он жил под подозрением. Утверждал, что во время ареста товарищей был на задании, а предатель - Николай Городецкий, но не мог представить доказательств.
Ковалев продолжает следствие не зная, как долго будет виться эта веревочка, ведя его от одного человека к другому до последней фигуры.
В картине чувствуется атмосфера шестидесятых, противоречия между приверженцами старого порядка, как теперь говорят, "сталинистами" и молодежью, рвущейся к свободе, не особенно представляя, какой она должна быть. Вместе с тем, море, лето, красивые спортивные мужчины и прелестные женщины - жизнелюбие и молодость так и льются с экрана.
Детективная линия может показаться затянутой и не очень понятной. К сожалению, фильм сокращен и монтаж рваный. Авторов больше занимало раскрытие персонажей. Не всем картина одинаково понравится, но она дает возможность увидеть ушедшую светлую эпоху, курортную Одессу, полюбоваться любимыми актерами.
Снимались: Паули Ринне (Сергей Ковалев), Пантелеймон Крымов (Скурчихин), Юрий Дубровин (оперативник Максименко), Ефим Копелян (Кирилл Ключарев), Эльза Леждей (Нина Ожогина). Саундтрек - джазовый.
"Никто вместо тебя" 1976 г.
Молдавия, семидесятые годы. В одном из приграничных городов проходит суд над пойманным фашистским пособником, провокатором Стапенко, когда-то погубившим действовавшую здесь подпольную группу молодежи. Для участия в процессе собираются свидетели.
В гостинице встречаются два уцелевших участника Сопротивления: Григорий Чобану и Николай Стежару. Сейчас Григорий - директор завода, Николай - тоже директор, только института. Радостная встреча друзей, заселенных в один номер, омрачается столкновением с их третьим соседом - Дмитрием Савеляну.
Он тоже учился с ними в школе, вступил в антифашистскую организацию, писал и распространял листовки. После провала схваченные подпольщики оказались на скамье подсудимых, а Дима Савеляну прошел свидетелем, сумев выдавить только слово "да" на вопрос подтверждает ли он участие одноклассников в преступлениях против рейха.
Дмитрий уже отсидел за пособничество оккупантам и тоже вызван как свидетель. Перед законом он чист, но прежние друзья не могут его простить. Все они, и двое бывших подпольщиков, и их отверженный знакомый, вспоминают начало, первый день войны, утро разорванное взрывами снарядов.
До 1940 года западная Молдавия или, как ее называли, Бессарабия, была частью Румынии и отошла к СССР по пакту Молотова-Риббентропа. Ее советский период был слишком коротким, чтобы вызывать однозначное отношение населения к возвращению в состав Румынии после оккупации.
Если подростки из бедноты, которым Советская власть дала возможность лучшей жизни, были готовы самоотверженно бороться с нацистами, то Дима, юноша из буржуазной семьи, просто выжидал. Он и против Советов ничего не имел - они его не обижали и с фашистами не желал связываться. Да, они где-то там, творили ужасные вещи, но им с матерью вернули особняк и привилегии.
Он хотел ни во что не вмешиваться, но ребята пригласили в отряд, там была его любимая девушка Надя, а в молодости важно, чтобы ровесники не считали тебя трусом. Дима ничего намеренного не делал. Не писал доносов, не называл имен, просто стал легкой добычей для капитана, начальника румынской сигуранцы, ухаживавшего за его матерью.
Румынскую разведку интересовали не юнцы с листовками, а связь мальчишек с настоящим подпольем, в которое следовало внедрить своего агента Стапенко. Вот он был классическим предателем, продажным и артистичным.
Капитан заподозрил контакты младшего Савеляну с антифашистской молодежью, проследил знакомства и подкинул им Стапенко в роли подпольщика из другой группы, преследуемого сигуранцей, и мальчики поверили, а потом предложил Диме вариант спасения - стать свидетелем, все равно же его друзей казнят.
Как немного иногда нужно для предательства - сказать одно короткое слово, чтобы не встать рядом с другими под расстрел, но этой сделки с совестью не простят уже никогда.
Фильм, рассматривающий психологические корни предательства и подвига, по-моему, очень серьезная и сильная работа. То же можно сказать и о игре актеров. Игорь Ледогоров (Григорий Чобану), Игорь Сахаров (Гриша Чобану в юности), Эммануил Виторган (Дмитрий Савеляну), Юрий Никольский (II) (Дима Савеляну), Ион Шкуря (капитан Урзика).
Картины счастливой юности, когда все были вместе, и расстрела измученных подпольщиков, на который капитан привозит посмотреть, оставшегося в живых ценой предательства Дмитрия. Утренняя рыбалка трех школьных товарищей, прерванная артиллерийским обстрелом, попытка ребят расстрелять взятого в плен солдата.
Режиссер Василий Паскару умело сочетает лирические и трагические эпизоды, подчеркнутые музыкой композитора Эдуарда Лазарева. На мой взгляд, - самый значительный фильм из трех представленных.
Надеюсь, вы найдете для себя что-нибудь интересное в моем сегодняшнем обзоре. Желаю приятного просмотра! Если вам понравилась статья, познакомьтесь с предыдущей: "Девушки-разведчицы в тылу врага": 3 интересных малоизвестных советских фильма о Великой Отечественной войне".