Под сервисом доставки продуктов мы понимаем онлайн-магазин с собственными складами и курьерами. На московском рынке таких сервисов более 20 - от федеральных ритейлеров типа Перекрёсток Впрок до независимых сервисов типа Family Friends.
Существует 2 основных формата: (1) онлайн-гипермаркет с широким ассортиментом и сроком доставки не менее 3-х часов; (2) онлайн магазин у дома с узким ассортиментом и доставкой в пределах 30 минут. В первой модели доставка осуществляется из большого сортировочно склада, во второй - из сети небольших магазинов-складов (дарк сторов) распределённых по районам города.
Для информации: средний оборот (GMV) 1 магазина-склада Яндекс.Лавки составляет 6,5 млн руб. / месяц.
GMV - Gross Merchandise Volume - совокупный объём продаж через торговую площадку. Например, для маркетплейса - это будет выручка всех поставщиков, а выручкой маркетплейса будет только его комиссия.
С точки зрения аналитики главной особенностью онлайн-продажи продуктов в отличие от других групп товаров является высокая частота потребления.
Для отслеживания тенденций развития бизнесов с высокой частотой операций мы рекомендуем использовать индексные метрики - скользящую за последние 30 дней. Она показывает основную тенденцию и сглаживает дневные колебания. Не нужно ждать конца месяца, чтобы увидеть месячные результаты. Достаточно посмотреть показатель в любой день и увидеть результат за месяц, в котором сегодняшний день был бы последним.
На графике 1 представлена дневная выручка дарк стора за 2 месяца. Видно, что в июле она росла, тенденция в августе визуально не ясна.
На графике 2 представлена выручка за последние 30 дней. Каждая точка на графике показывает выручку за последние 30 дней. И здесь мы чётко видим, что весь август она растет, темп роста замедляется.
Если добавить графики среднего чека и количества чеков за последний 30 дней, можно отслеживать тенденцию выручки в разрезе двух ключевых компонентов. Например, средний чек за 30 дней начал снижаться - это сигнал копать глубже и выяснять причины.
Данный подход позволяет убирать лишний шум и своевременно выявлять проблемы.
Автор текста: Дмитрий Колесников, основатель сервиса “бизан” - управленческий учёт и бизнес-аналитика по подписке.