18 августа 1750 года в небольшом итальянском городке родился композитор, чьё имя могло войти в историю музыки славно и почётно. Но судьба, несмотря на долгое служение искусству, создание прекрасной музыки, открытость и доброжелательность к людям, обошлась с этим человеком жестоко.
К сожалению, жизнь такова, что если не он, так кто-то другой должен был получить такую злосчастную репутацию, ибо зависть в музыкальных кругах - явление нередкое.
По вопиющей несправедливости и благодаря художественному вымыслу А.С.Пушкина, образ этого талантливого музыканта стал нарицательным обозначением завистника, интригана и даже убийцы на почве профессиональной зависти и ревности.
Имя этого музыканта с прекрасной и ужасной судьбой - Антонио Сальери.
Признание публики - цель любого художника. Путь к славе в искусстве может лежать через головы конкурентов, интриги, лишения, забвение. А может - через покровительство, усердие, талант, чистые помыслы.
Сальери пришёл к прижизненной славе благодаря своему характеру, таланту, удачливости, преданности своим учителям и своей собственной деятельности, как педагога.
Антонио Сальери родился в семье торговца колбасой в городке Леньяго (Венецианская республика). Его музыкальный талант раскрылся не поздно и не рано - в подростковом возрасте он хорошо играл на клавесине, на скрипке, сочинял музыку, импровизировал и прекрасно пел.
Но в 14 лет молодой человек остался сиротой. Друзья отца, среди которых был и дож Венецианской республики, не оставили мальчика на произвол судьбы, а взяли его на воспитание, помогли продолжить обучение музыке до тех пор, пока в Венецию не приехал придворный композитор австрийского императора Флориан Гассман. Он забрал Антонио на своё попечение, стал ему вторым отцом, занялся его образованием, ввёл в круг высшего общества и в скором времени определил молодого музыканта на хорошую должность.
Это был удачный поворот в судьбе композитора, он определил место Сальери в музыкальном обществе: 36 лет он служил придворным капельмейстером при венском дворе. А этот пост всегда был самым важным в Европе, мечта многих композиторов.
Не был исключением в этом желании и гениальный Моцарт. Правда, эту идею ему постоянно подогревал отец, сам долгое время подбирающийся к этой должности.
Живучая легенда о завистливом отношении Сальери к Моцарту в действительности могла быть с точностью до наоборот: у Моцарта поводов к зависти было куда больше!
Карьера Сальери складывалась успешнее, чем у Моцарта. Солидная должность, большое количество заказов, стабильный доход, признание публики, постановки опер без проблем и проволочек, тёплые взаимоотношения с учениками - Моцарт обо всё этом мечтал! У него часто бывало "то пусто, то густо".
Да, конкуренция между Моцартом и Сальери была. Но не вражда!
Конечно, Моцарт за свой талант и гениальность заслуживал награды и звания, но не мог их получить в силу своего характера, репутации легкомысленного молодого человека, впадающего часто в крайности.
Да, Сальери, в отличие от Моцарта, не был гением, но и бездарем не был тоже.
Да, Сальери через венецианского дожа, свой талант попал на должность первого музыканта Венской империи. Я специально не употребляю слова "усердие" и "упорство". Благодаря этим качествам можно достичь высот в ремесле, но не в искусстве.
Сальери же не был ремесленником, халтурщиком и приспособленцем. У него был другой путь к славе, и он его успешно прошёл и многого достиг:
- написал много хороших произведений. Лучшие образцы - оперы, Концерт для флейты и гобоя, Тройной концерт для скрипки, гобоя и виолончели, "26 вариаций на тему испанской фолии";
- основал в Вене консерваторию. Был первым её директором;
- руководил "Обществом музыкантов", устраивал благотворительные концерты для бедных музыкантов, их вдов и сирот;
- среди его учеников много известных имён: Бетховен, Шуберт, Лист, Гуммель, Черни, Мошелес и многие другие. Помог на музыкальном поприще сыну Моцарта, дочерям своего учителя Гассмана. Продвигал сочинения других композиторов, дирижировал их произведениями.
Жизнь Антонио Сальери была наполнена творчеством, пока не появилась разрушительная сплетня, которая довела человека до психиатрического диагноза.
Конец жизни известного композитора был омрачён болезнью, деменцией и дошедшими до него слухами, что якобы это он сам сознался в отравлении Моцарта...
А.С.Пушкин написал пьесу "Моцарт и Сальери" через несколько лет после смерти итальянского композитора. Похоже, историческая правда и не была его целью. Версия Пушкина имеет исключительно художественный смысл. Это показ распространённого явления в мире искусства, показ зависти к таланту и гениальности, показ вечного противостояния высокого искусства и ремесла, "гармонии и алгебры", гения и посредственности.
Ещё свои роковые ноты для памяти Сальери добавили Римский-Корсаков (опера "Моцарт и Сальери" по Пушкину), Питер Шеффер (пьеса "Амадей"), художник Врубель (картина "Сальери всыпает яд в бокал Моцарта") и Милош Форман (фильм "Амадей").
Теперь избавиться от этой вопиющей несправедливости практически невозможно: судьба оказалась зла к человеку, который свою жизнь посвятил музыке, творчеству, просвещению, ученикам и уж точно не заслужил такой жертвенной славы.
Так захватывающий миф стал выше реальности и правды.
В 1997 году Миланская консерватория инициировала процесс, в результате которого была поставлена точка в сплетне, длившейся более 200 лет: "Сальери не виновен в смерти Моцарта". Композитору вынесли оправдательный приговор "за отсутствием состава преступления".
Но, похоже, этот приговор никак не сказался на репутации реального Сальери.
Фигура мрачного Сальери-завистника и убийцы затмила человека, чья посмертная слава должна была быть совсем другой.
Этот миф продолжает выполнять свою определённую ментальную функцию. У многих музыкантов сложилась принципиальная позиция не исполнять музыку Сальери. Его оперы пылятся где-то в венских библиотеках, инструментальные концерты редко звучат со сцены. Многие его сочинения утеряны или уничтожены, или спрятаны...
Но в 1956 году в Леньяго был построен театр, "Театр Сальери". Есть и были музыканты - энтузиасты, которые в ХХ веке начали пропагандировать музыку этого композитора.
В конце концов, история оказалась в большом долгу перед Антонио Сальери, внёсшим бескорыстный вклад в музыкальное искусство, перед этим учителем многих гениев, перед одним из самых влиятельных композиторов своего времени.
А Пушкин? Здесь всё зависит от точки зрения обывателя: Александр Сергеевич либо обесславил Сальери, либо обеспечил ему прочное место в истории.
Ведь в жизни всё может быть...