Найти в Дзене

Кремль: мемориал «Горьковчане – фронту». Нижний Новгород, часть 16

Дорогие читатели, мои предыдущие статьи были посвящёны районам Нижнего Новгорода, расположенных вокруг Кремля, мы даже «прошлись» по кремлёвской стене. Пришла пора осмотреть древнюю крепость изнутри.

Каменный кремль начал строиться на месте деревянно-земляных укреплений, защищавших первые строения Новгорода Низовской земли, основанного в 1221 году. Первая попытка замены деревянного кремля на каменный была сделана князем Дмитрием Константиновичем в 1374 году. В современных границах каменный кремль начал создаваться в 1500 году, активное строительство велось в 1508-1515 годы.

Экскурсию начнём от Дмитриевской башни, главного кремлёвского входа, около которого расположен мемориал «Горьковчане – фронту».

К 30-летию Победы, 8 мая 1975 года, между Дмитриевской и Кладовой башнями была открыта выставка «Горьковчане – фронту». В 1979 году, в преддверии 35-летия Дня Победы, было решено присвоить выставке статус мемориала и установить памятный знак «Горьковчане – фронту», который и был установлен 8 мая 1980 года. Авторами проекта мемориала являются архитекторы С.А.Тимофеев, Б.С.Нелюбин, В.Я.Ковалёв.

Памятный знак у входа на территорию мемориала. Фото 13.06.2007.
Памятный знак у входа на территорию мемориала. Фото 13.06.2007.

Ниже - общий вид мемориала от Дмитриевской башни. В разные годы размещение техники около стены менялось. В 2007 году экспозицию открывал танк Т-34.

Танк разрабатывался в Харькове в 1937-1940 годах в КБ, которым руководил Михаил Ильич Кошкин. Серийное производство и эксплуатация танка начались в 1940 году. Танк производился до 1948 года, а эксплуатируется в некоторых странах до сих пор. Танк в разные периоды производился в Харькове, Сталинграде, Нижнем Тагиле, Горьком (со 2-го полугодия 1941 года), Омске, Челябинске, Свердловске. Всего было выпущено более 35 тысяч танков Т-34 и около 26 тысяч Т-34-85.

Рядом с Т-34 размещён лёгкий бронеавтомобиль БА-64, разработанный на ГАЗе в КБ, руководимом В.А.Грачёвым. Бронеавтомобиль разработан в декабре 1941 года на базе полноприводного автомобиля ГАЗ-64. БА-64 выпускался в 1942-1945 годы, эксплуатировался в 1942-1950-е годы. Было выпущено 9069 экземпляров.

Фото 13.06.2007.
Фото 13.06.2007.

В 2013 году место Т-34 заняла зенитная пушка 52-К (о ней немного позже), броневик «переехал» ближе к Кладовой башне.

Фото 12.05.2013.
Фото 12.05.2013.

Следующий экспонат – самоходная артиллерийская установка СУ-76.

СУ-76 создана на базе лёгких танков Т-60 и Т-70 (с 1943 года). САУ выпускалась серийно с 1942 по 1945 годы, эксплуатировалась в 1942-1953 годы. Всего выпущено 14292 штуки.

Фото 13.06.2007.
Фото 13.06.2007.

В экспозиции мемориала размещены две 57-мм противотанковые пушки ЗиС-2 конструкции В.Г.Грабина. К началу серийного производства в 1940 году это была самая мощная противотанковая пушка в мире. После производства 371 орудия, производство пушки образца 1941 года было остановлено с формулировкой «в связи с избыточной бронепробиваемостью» - в тот период не было достойных целей для ЗиС-2. Но в 1943 году такая цель появилась - немецкий танк «Тигр». Выпуск пушки возобновили, до 1949 года было выпущено 13339 экземпляров.

Рядом с пушками установлена знаменитая «полуторка» - ГАЗ-АА. Грузовик производился в 1932-1938 годы а некоторые модификации – до 1950-х годов. Всего произведено автомобилей этого семейства около 1 миллиона.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

Возвращаемся к 85-мм зенитной пушке 52-К образца 1939 года. Орудие разработано на базе 76-мм зенитной пушки обр.1938 года М.Н.Логинова в подмосковном Калининграде (сейчас Королёв) под руководством ведущего конструктора Г.Д.Дорохина. Пушка успешно использовалась не только для борьбы с авиацией противника, но и для уничтожения наземных целей, в том числе танков. До сих пор используется в горах как противолавинное орудие. Всего было выпущено 14422 экземпляра.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

В 2013 году парад боевой техники замыкала легендарная «Катюша». На выставке представлена боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на базе трёхосного ЗИС-6. Гвардейские миномёты производились в 1941-1945 годах в нескольких городах, в том числе в Горьком.

Фото 11.05.2013.
Фото 11.05.2013.

Вид на линейку боевой техники вдоль кремлёвской стены в сторону Дмитриевской башни. В кадр не попал ещё один экспонат – полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67Б, который выпускался в Горьком в 1943-1953 годы.

Фото 11.05.2013.
Фото 11.05.2013.

Рядом с сухопутной техникой размещены образцы вооружений для двух других стихий – воздушной (Ла-7) и водной (рубка подводной лодки С-13).

Истребитель Ла-7 – один из лучших истребителей Второй мировой войны. Самолёт создан в 1943 году в ОКБ-21 (г.Горький) под руководством С.А.Лавочкина. Первый полёт совершил в январе 1944 года, а весной уже появился на фронте. Всего было произведено 5905 самолётов на заводах Горького, Москвы и Улан-Удэ.

Фото 13.06.2007.
Фото 13.06.2007.

Вид на самолёт с кремлёвской стены.

Фото 12.05.2013.
Фото 12.05.2013.

Рядом с истребителем установлена копия рубки С-13.

Подводная лодка С-13 (единственная лодка серии «С», сумевшая пройти всю войну) была заложена в октябре 1938 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком, спущена на воду в апреле 1939 года. Из боевого состава флота лодка выведена 7 сентября 1954 года, после 1957 года разделана на металл.

Фото 11.05.2013.
Фото 11.05.2013.
С-13 известна тем, что лодка под командованием Александра Ивановича Маринеско 30 января 1945 года потопила транспортное судно «Вильгельм Густлофф» (около 6000 погибших), а 10 февраля – судно «Генерал Штойбен» (более 3000 погибших). После этих боевых операций Маринеско стал "личным врагом Гитлера".
Фото 12.05.2013.
Фото 12.05.2013.

На территории мемориала сооружен памятник «Защитникам Родины в Великой Отечественной войне». Памятник работы скульптора Т.Г.Холуевой и архитектора В.Д.Васильева открыт 9 мая 1945 года.

Фото 13.06.2007.
Фото 13.06.2007.

На высоком четырёхгранном постаменте установлена фигура Георгия Победоносца, который своим копьём поражает змея.

Фото 13.06.2007.
Фото 13.06.2007.

Между истребителем Ла-7 и рубкой подлодки С-13 2 июля 2020 года был открыт памятник «Горьковчанам – доблестным труженикам тыла». Установка памятника приурочена к присвоению Нижнему Новгороду почётного звания «Город трудовой доблести». После 2013 года мне не довелось побывать в Нижнем, поэтому и фотографии нет.

А сейчас делаем перерыв, продолжение экскурсии по Кремлю - в следующей статье.

Начало экскурсии по Нижнему Новгороду – здесь:

Нижний Новгород: взгляд с борта теплохода. Нижний Новгород, часть 1

Начало знакомства с Нижегородским кремлём - здесь:

Кремлёвские башни, начало прогулки. Нижний Новгород, часть 9

Мой виртуальный круиз вверх по Волге начинается в Самаре, от речного вокзала и дальше по маршруту: Самарская область – Ульяновская область – Республика Татарстан – Чувашская Республика – Республика Марий Эл – Нижегородская область:

Речной вокзал и его причалы. Самара, часть 1

На круизном теплоходе по Волге. Ульяновская область, часть 1

Татарстан: первые круизные впечатления. Республика Татарстан, часть 1

Волго-камский круиз до Елабуги. Начало. Татарстан, часть 20

Козловка: первые километры в круизе по Чувашии, часть 1

Из Чебоксар в Йошкар-Олу на автобусе. Марий Эл, часть 1

По Волге к Макарьевскому монастырю. Нижегородская область, часть 1

Подпишитесь на мой канал – будем путешествовать вместе. Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!