Герард Станкевич – потомок старинного дворянского рода, известного с конца XV века. Родители его владели небольшим поместьем Адамово в Ковенской губернии.
Родился он 9 апреля 1862 года в городе Ново-Александровск на территории Литвы (современный Зарасай). Закончив в Динабурге (Даугавпилс, сейчас Вецпилс Науенской волости) реальное училище, Герард поступил в Строительное училище (будущий Институт гражданских инженеров имени Николая I) в Санкт-Петербурге.
Петербург
Родители Фортунат Антонович и Елизавета Клеменсовна по мере сил старались дать детям достойное образование. Но для получения стипендии и посещения лекций Станкевичу приходилось брать справку с места жительства родителей о том, что они не могли оплатить учебу сына.
В июне 1887 года Герард Фортунатович после успешного окончания училища мог уже пойти на государственную службу. Но он устраивается без всякого содержания в Технически-строительный комитет МВД для самостоятельных занятий по продолжению профессионального образования и 3 месяца работает на строительстве одного из петербургских заводов. Так он "практически изучал мостовые сооружения, стропильные фермы и системы отопления и вентиляции зданий".
Псков
В сентябре 1887 года Герард Станкевич был назначен на должность младшего инженера строительного отделения Псковского губернского правления. Интересно, что молодой инженер несколько раз пытался покинуть Псков.
Первый раз
Почти сразу по приезде в Псков Станкевич женился на Ядвиге Бейнар, католичке, помолвка с которой была заключена еще в Петербурге. Детей, к слову, у супругов не было.
В 1903 году, будучи уже губернским инженером, он подал прошение "...желал бы по семейным обстоятельствам перейти на такую же должность в другую губернию". Но в МВД соответствующую вакансию подобрать не смогли, и ему пришлось остаться в нашем необыкновенном городе. А в связи с этим на запрос ТСК МВД и. о. губернатора князь Б. В. Васильчиков пишет:
"Коллежский советник Станкевич за все время своей службы в вверенной мне губернии (с 10.09 1887 по настоящее время) неизменно пользовался репутацией отличного техника и находился на высоте предъявлявшихся к нему по службе требований. В нравственном отношении г. Станкевич также может быть аттестован мною с самой хорошей стороны".
Второй раз
Осенью 1910 года Герард Фортунатович вновь обращается в МВД с аналогичной просьбой: "... принужден по семейным обстоятельствам покинуть Псков, а потому покорнейше прошу Ваше превосходительство перевести меня на соответствующую должность в один из ближайших губернских городов".
На этот раз резолюция губернатора графа А. В. Адлерберга звучит иначе: "... препятствий к переводу в другую губернию с моей стороны не встречается". Мало того, губернатор отдельным письмом просит председателя ТСК содействовать
"скорейшему переводу Станкевича в другую губернию, так как я никакого доверия к Станкевичу иметь не могу в виду допускаемых им неправильностей по постройкам, почему дальнейшая служба с ним представляется невозможной".
Третий раз
Станкевич оказался участником конфликта с коллегой Зыковым, а следом и младшим архитектором строительного отделения Н. Н. Клименко. Разбирать конфликт пришлось даже заместителю министра внутренних дел. Было решено отправить всех троих в разные губернии. На их место даже уже определили, кого откуда перевести. Но по разным причинам осуществить этот план не удалось.
В результате Станкевич остался на своей должности. Клименко взял длительный отпуск для лечения расстроенного здоровья. Зыков ушел в отставку и вскоре скоропостижно скончался. Концовка неприятная.
Герард Фортунатович отдал Пскову около 30 лет
Количество зданий, возведенных по проектам Станкевича или под его руководством намного превышает количество работ других архитекторов, работавших для Пскова. Он так и не стал губернским, городским или епархиальным архитектором. Так, видно, складывалась жизнь. Не так просто, видимо, подавались и прошения о переводе.
Из документальных источников известно, что в 1916 году статскому советнику Станкевичу было всемилостивейше объявлено Высочайшее благоволение "за труды, понесенные при условиях военного времени".
Закинула в поиск имя нашего инженера и попалась статья с фото:
Если увеличить, можно свободно разобрать надпись:
«По повелению государя-императора Николая II построено шоссе инженером Г. Ф. Станкевичем в 3 месяца в Отечественную войну 1914 - 1915».
В комментариях всякое понаписано. Не буду судить ни о содержании, ни о комментах.
Но это тогда может быть как раз то, за что и было всемилостивейше объявлено Высочайшее благоволение "за труды, понесенные при условиях военного времени"?
Что стало с Герардом-Клеменсом Фортунатовичем после 1917 года?
Уехал ли он в Петербург или ушел с белыми войсками в Эстонию, умер от тифа или тихо прожил остаток дней в каком-нибудь ином городе? Будем искать и надеяться на удачу. Он заслужил нашего пристального внимания к его судьбе.
Это заключительные слова материала А. Ф. Гинделеса, созданного на основе поисков нашего замечательного краеведа Н. Ф. Левина.
А вот то, что стало ему памятником
В 1897 году коллежский асессор и младший архитектор строительного отделения Псковского губернского правления Герард Станкевич безвозмездно осуществлял проектирование и надзор за ходом работ по строительству Дома трудолюбия, за что получил звание почётного члена губернского Попечительского общества.
В 60-е годы на этом месте, по проекту главного архитектора того времени Русинова Вениамина Ивановича, была построена детская городская поликлиника. Замечательная была поликлиника. После пожара ее снесли.
В 1897 году – доходный дом купеческой вдовы Рахили Шпаковской (современная улица Ленина, дом 8):
В 1897 году – Землемерное училище, позже занятое Александровской женской гимназией:
В 1902 году – здание банка Общества взаимного кредита. Созданное в стиле неоренессанс до наших дней остается одним из самых заметных и красивых в центре города:
В 1903 году – собственный доходный дом Герарда Станкевича в стиле модерн:
В 1909 году Станкевич продает дом. Вероятно, по семейным обстоятельствам. Потому что именно такой причиной он объясняет свои неоднократные прошения о переводе его из Пскова в другой город. С этого времени его адрес улица Застенная, дом Порохиной.
С 1901 по 1906 годы надворный советник и техник войсковой строительной комиссии Станкевич отвечал за строительство второй очереди казарм 96-го Омского полка.
В 1906–1907 году Герард Фортунатович осуществляет оригинальные строительные решения по перестройке комплекса зданий - дома купца Батова. К новому двухэтажному объему он присоединил постройки XVII века, объединив все в один ансамбль. По проекту Станкевича на месте старой моленной на Конной улице был построен дом с золоченым куполом (современная улица Конная, дом 3).
1912 год – неоклассическое здание с чертами северного модерна. Доходный дом заказал купец Сафьянщиков. По его имени дом так называется и сейчас.
Вот часть из того, чем на долгие времена запомнился жителям Пскова этот замечательный мастер своего дела.
Автор в основном использованного материала – научный руководитель проектов по сохранению объектов культурного наследия (институт «Псковгражданпроект»), председатель псковских региональных отделений Союза архитекторов и Союза реставраторов России Владимир Иванович Васильев
Если покажется интересным, отметьте. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.