Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Что надо увидеть в окне «Сапсана» при поездке из Петербурга в Москву?

Оглавление

Поездка из Санкт-Петербурга в Москву на скоростном поезде «Сапсан» или «Невский экспресс» нельзя сказать, чтобы совсем мгновенная. Но пейзаж за окном в целом не балует разнообразием: домики, деревья, пристанционные городки. Поэтому пассажиры, чтобы скоротать время выбирают собственные гаджеты, реже книгу, еще реже общение. В основном оно протекает в вагоне-ресторане, но тематика тамошних разговоров никак не связана с мелькающими за окном видами.

И тем не менее есть такие места, которые заслуживают того, чтобы на мгновение оторвать взгляд, взглянуть в окно и сказать вслед за героем Гришковца: «нет, ну какая красота!». Путешествие же из одной столицы в другую не на «Сапсане», а на обычном дневном поезде в два раза продлит вам эти мгновения.

Отправляемся в путь

Итак, что можно увидеть, путешествуя из Петербурга в Москву на поезде? При свете дня, конечно.

Мы не будем нудно рассказывать про историю того или иного места. Мы о том, что хотя бы на минуту способно удивить пассажира!

У магистрали №1 этой свой ритм станций, заданный еще при строительстве. Каждые 150-160 км крупная станция первого класса: Малая Вишера, Бологое, Тверь. Между ними станции 2-го класса: Любань, Спирово, Клин. А между ними так же ритмично приютились станции 3-го и 4-го классов…

Но есть еще и другой ритм, совсем неравномерный. Это ритм природных и рукотворных достопримечательностей, на которых останавливается взгляд. Этот ритм не поддается никакой логике: то густо, то пусто.

Американские мосты через Обводный канал

Самые эффектные виды на железной дороге обычно дарят нам мосты. Пассажирам, отправившимся из Петербурга, ждать придется недолго. Еще не набравший скорость поезд перебирается через Обводный по так называемым Американским мостам, которые, как кажется, по ошибке были построены для канала совсем другого размера.

Фото Екатерины Борисовой
Фото Екатерины Борисовой

Число путей и интенсивность движения в этом месте так велика, что мостов здесь со временем появилось целых пять. Но все вместе они, как ни странно, правильно называются в единственном числе – Американский мост (хотя неофициально говорят и «Американские мосты»).

Некоторые из них исторические, другие построены совсем недавно. Но название существовало с самого открытия Николаевской железной дороги. И связано оно с именем американского инженера Уильяма Гау, придумавшего создавать легкие и прочные железнодорожные мосты с помощью ферм из множества перекрещенных деревянных балок.

Вот таким был первый Американский мост
Вот таким был первый Американский мост

Талантливый русский инженер Дмитрий Журавский разработал методику точного расчета прочности мостов системы Гау и показал, как их можно строить с использованием меньшего количества материала. Так и появились мосты системы Гау-Журавского. К настоящему времени они по всей магистрали заменены на современные металлические.

Металлострой

Прямо у платформы слева по ходу поезда находится Мотор-вагонное депо Санкт-Петербург-Московское или по-другому ТЧ-10 «Металлострой». Депо это молодое по меркам железной дороги. Его начали строить в 2000-м году – первоначально для обслуживания высокоскоростных поездов «Сокол». Так назывался поезд-предшественник «Сапсана».

Фото: Black Leon
Фото: Black Leon

Отечественный «Сокол» должен был прийти на смену ЭР-200. В итоге изготовили только один экземпляр, который сейчас можно увидеть в железнодорожных музеях Москвы и Петербурга. По разным причинам вместо отечественного «Сокола» между столицами стали летать немецкие «Сапсаны». Но депо пригодилось, сегодня оно исправно работает.

Если же Вам досталось место у правого окна, то можно полюбоваться грозными корпусами Ижорского завода (сегодня возвращено историческое название «Ижорские заводы»).

Фото Андрей Кржижановский
Фото Андрей Кржижановский

Его (их?) основателем является Светлейший князь Александр Данилович Меншиков и в 2022 году это предприятие отметит свое 300-летие. Сейчас на предприятии трудится почти 10 тысяч человек.

Поле Колпинского рубежа

Сразу за Колпино открывается абсолютно плоское поле. Таких полей впереди еще будет немало. Но это поле напоминает нам о событиях войны. На нем до сих пор с трудом растут деревья и не строятся новые дома. Здесь проходил так называемый Колпинский рубеж, на котором были остановлены немецкие полчища, рвавшиеся к Ленинграду.

Весь август 1941 года жители Колпина, а это в основном рабочие Ижорских заводов и члены их семей, после 12-часовой смены шли на эти поля, в районе поселка Ям-Ижора. В пустынной и заболоченной равнине вручную выгрызались два огромных противотанковых рва – глубиной 3 и шириной 8 метров.

-5

Первоначально оборона удерживалась только едва обученными и плохо вооруженными ополченцами, в основном опять же из рабочих Ижорских заводов. Постепенно они сменялись на регулярные части 55-й армии, которые в кровопролитных сражениях осени 1941 года отбили оба рва и закрепились в них, удерживая оборону Ленинграда вплоть до полного снятия блокады.

Любань

Этой станцией 2-го класса скоростные поезда пренебрегают, лишь мелькнет в окне ее «николаевский» островной вокзал. Но на подъезде к станции после моста через речку Тигоду в левом окне можно разглядеть прямо у станции Петропавловскую церковь.

-6

Иногда ее называют главным храмом железнодорожников. Дело в том, что в ней покоится Павел Петрович Мельников – министр путей сообщения при Николае I и автор проекта железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Много сделавший для блага своей страны, последние годы он провел здесь, в тихой Любани, рядом с главным своим детищем - Николаевской железной дорогой. А автор проекта храма – Константин Тон, создатель двух вокзалов-близнецов (сейчас это Ленинградский и Московский), а также учитель Рудольфа Желязевича, автора проекта типовых вокзалов всех классов.

Чудово и мост через Волхов

Через несколько минут за станцией Чудово первая, без всякой иронии, великая русская река на нашем пути. Волхов… Когда-то по нему проходил путь из «варяг в греки», на несколько веков обеспечивший процветание Великого Новгорода.

-7

О ширине реки говорить не приходится, она сильно зависит от времени года. В мирное время – около 300 метров. Но если внимательно присмотреться, видно, что его пологий берег способен принять наступление воды на десятки метров. Совершая путешествие на поезде весной можно увидеть величественный разлив Волхова.

Тот мост, через который поезда ходят сегодня, построили в 1905 году по проекту выдающегося инженера Лавра Проскурякова. Он сменил существовавший до этого деревянный мост Гау-Журавского. Опоры этого «Николаевского» моста, кстати, до сих пор сохранились рядом с существующим мостом. Во время войны мост получил повреждения, но в целом и сегодня выглядит таким, как 115 лет назад.

Малая Вишера

Первая станция первого же класса на нашем пути. Если поезд здесь остановится, то можно увидеть островной вокзал. Он в два раза больше, чем тот, что в Любани, его длина – 115 метров.

Фото Артем Светлов
Фото Артем Светлов

Забавно, что спустя 170 лет эти вокзалы, созданные Рудольфом Желязевичем выглядят футуристично и похожи на космопорты только что освоенных планет.

Проект вокзала 1-го класса Р. Желязевича
Проект вокзала 1-го класса Р. Желязевича

Если Вам когда-то придется выйти в Малой Вишере, Бологом или Твери, обязательно загляните в такой вокзал.

Мста (190-й км)

Магистраль №1 несколько раз пересекает большие и малые реки. Неслучайно при строительстве Николаевской железной дороги было возведено 184 моста. Но, пожалуй, именно этот мост дарит самый фантастический вид.

Мстинский мост (фото Neu Zwer)
Мстинский мост (фото Neu Zwer)

На высоте в несколько десятков метров поезд перелетает через реку Мсту. Внизу словно игрушечные теснятся к воде домики поселка, который так и называется: Мстинский мост. При открытии дороги этот мост имел как и другие красивую ажурную конструкцию Гау-Журавского. Позже заменен на современный металлический.

«Сухой» Веребьинский мост (198-й км)

Почти сразу за Мстинским мостом поезд снова взмывает над окружающей местностью. Внизу Веребьинский овраг, за сотни лет «проточенный» небольшой рекой Веребье. Ее и разглядеть-то толком нельзя, зато овраг сыграл драматическую роль в истории дороги. Первоначально через него был построен длиннейший на тот момент железнодорожный мост (по системе Гау-Журавского).

Веребьинский мост (фото Neu Zwer)
Веребьинский мост (фото Neu Zwer)

Однако его пришлось строить с серьезным уклоном. Через некоторое время уклон стал опасным или непреодолимым для тяжелых составов. Как следствие пришлось уже через 30 лет строить 6-километровый обход. Так возникла легенда о «царском пальце», о который мы как-то рассказывали.

Первоначальный Веребьинский мост
Первоначальный Веребьинский мост

В 2001 году «Балтийская строительная компания» построила новый металлический мост длиной почти 600 метров. Разглядеть под ним речушку Веребье практически невозможно, поэтому мост выглядит как «сухой».

Бологое

Бологое – ровно середина пути между Петербургом и Москвой. Считай, уже почти приехали. Знатоки, конечно, поправят, что станция на 12 км все-таки ближе к северной столице…

Здесь можно наслаждаться нескончаемыми переплетениями железнодорожных путей. Они сходятся, расходятся, играючи пересекают друг друга пересекают по виадукам. Сюда сходятся словно в звезду пять важнейших направлений: Москва, Петербург, Рыбинск, Дно, Полоцк. Символично, что станция Бологое – единственная награжденная боевым орденом – Отечественной войны I степени.

Фото А. Савин
Фото А. Савин

Из-за своего исключительно важного положения во время войны подвергалась нещадным вражеским бомбежкам, в перерывах между которыми железнодорожники (на самом деле старики и девушки) рискуя жизнью, восстанавливали пути, формировали составы, ремонтировали паровозы. Неслучайно около станции не один памятник-паровоз, а сразу два. Тут же полный комплект станции 1-го класса: водонапорная башня, остатки кругового депо (на самом деле их в Бологом тоже два!), почему-то памятник Высоцкому. Ну и конечно главный символ – вокзал 1-го класса.

Вышний Волочёк

Некоторые скоростные поезда здесь делают остановку. Конечно, насладиться красотой «Тверской Венеции» и ее заросшими каналами будет решительно невозможно. Разве что вдалеке, когда нет листвы по правой стороне можно разглядеть узнаваемые чуть сплюснутые купола Богоявленского собора, символа этого города.

Фото karel291
Фото karel291

Зато есть возможность разглядеть краснокирпичный вокзал 3-го класса, недавно приведенный в образцовый вид. Его особенность в том, что он находится по обеим сторонам главного пути, соединенных надземным переходом. Если бы поезд стоял хотя бы минут 10-15, то стоило бы успеть сбегать на вокзал и увидеть в нем чудом сохранившуюся чугунную лестницу, по которой пассажиры поднимаются на этот переход.

Спирово

Если поезд здесь остановится, то можно разглядеть неплохо сохранившийся островной вокзал 2-го класса (как и в Любани). Он единственный их трех, который сохранился в первоначальном виде.

Фото Артем Светлов
Фото Артем Светлов

По существу, вокзал 2-го класса – это наполовину, словно кусок торта, обрезанный вокзал 1-го класса. Может, с самого начала закладывалась возможность его расширения до 1-го класса, а может просто унифицировались проекты.

Тверь

На подъезде к Твери можно отложить в сторону подсевший за время пути смартфон и смотреть в окно, желательно левое. Рубежом является река Тверца, мерно текущая посреди сосновых боров. Через некоторое время до Волги развернется технопейзаж Тверского вагоностроительного завода. Сегодня он в отличной производственной форме, поэтому его корпуса не производят такого удручающего вида, как те, что возможно вам попадались ранее. Здесь строят все современные купейные и плацкартные вагоны, трамваи семейства «Витязь», электрички «Иволга». Правда, по иронии судьбы в самой Твери трамвай закрылся в 2017 году.

Сразу за царством ТВЗ (площадь в два раза больше Ватикана) – отличный «мостовой» вид Волги-матушки. Здесь она еще не очень широкая, но сказать, что она недостаточно в этом месте велика тоже несправедливо.

Переезд через Волгу-матушку. Слева - корпуса ТВЗ
Переезд через Волгу-матушку. Слева - корпуса ТВЗ

И сразу за мостом в левом же окне Морозовский городок или Пролетарка. Комплекс производственных и социальных зданий в замечательном краснокирпичном модерне. Некоторые корпуса заброшены, другие же находятся в неплохом состоянии.

Ну и наконец, сама станция Тверь.

-17

Вокзалом первого класса нас уже не удивишь, все они, как мы знаем сделаны по одному проекту. Но все же тверской представитель семейства приятно удивляет своим состоянием. Совсем недавно он был отреставрирован и производит приятное впечатление. В нем можно даже заглянуть в императорские апартаменты, которые были на всех станциях 1-го и 2-го классов.

Московское море

После Твери предстоит пересечь очередную реку – это Шоша. Но на самом деле для этого поезд преодолевает 4-километровый путь по дамбе, рассекающей Иваньковское водохранилище.

-18

«Московское море» (так называется и платформа, за которой разворачивается эта картина) появилось в связи со строительством цепи плотин и гидроэлектростанций на верхней Волге в 30-е годы. В итоге река Шоша многократно разлилась. Особенно живописно смотрятся опоры линии ЛЭП на островках.

Клин

Эту станцию 2-го класса скоростные поезда проскакивают без должного почтения.

Фото Чудаков А.И.
Фото Чудаков А.И.

Но все же на мгновения в правом окне можно разглядеть ее вокзал. Здесь он построен на ранг выше – 1-го класса (как, например, в Твери). Почему? Одно из объяснений… по ошибке.

Зеленоград

Увидев за окном современный город, неопытный пассажир решит, что уже Москва и засобирается к выходу. В чем-то даже будет прав – это действительно в административном отношении Москва, но на самом деле довольно удаленный от него город-спутник Зеленоград. Город, на 100 процентов оправдывающий свое название.

-20

В зеленых насаждениях утопают благоустроенные жилые кварталы, НИИ и радиоэлектронные заводы. У многих домов в адресе нет улицы – только номер. Например, 1618. Это значит 18-й дом 16-го микрорайона.

Сходненский овраг

Сразу за станцией сходня по высокой насыпи поезд преодолевает овраг, проточенный за тысячелетия рекой Сходня. Раньше существовало название Всходня или даже Входня.

Мост и насыпь через Сходню в 1860-е гг.
Мост и насыпь через Сходню в 1860-е гг.

В районе платформы Подрезково существовал волок, по которому из Клязьмы (приток Волги) можно было попасть в Сходню (приток Москвы). В некотором смысле волок был предшественником современного канала им. Москвы.

Мост через Химкинское водохранилище

Последний мост на нашем пути – через Химкинское водохранилище. Практически сразу за ним начинается административная граница Москвы. Красивый арочный железобетонный мост построен еще в 1935 году Аполлоном Белоголовым, причем без прекращения движения по главному ходу. С самого начала в нем был сделан задел на движение по 4 путям, хотя долгое время использовались только два. Благодаря этому его не пришлось ни разу перестраивать.

-22

Ну теперь уже совсем скоро Москва. Словно в подтверждение через некоторое время в левом окне появится Останкинская башня, а пассажиры уже заранее выстроятся в очередь к выходу. Словно от этого быстрее придет поезд.

Если автор упустил что-то важное, что непременно надо увидеть из окна поезда на главной магистрали страны - пишите в комментариях!

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях вплоть до Москвы и Севастополя.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL