Начался очередной массовый исход предпринимателей. И путь свой они держат известно куда – в найм, где, как им кажется, безопасно и стабильно. А не как у них.
По данным ФНС, в первом полугодии 2021 года в России закрылось почти 546 тысяч ИП. Это максимальный показатель за 8 лет, больше был только в 2013 году, когда с рынка ушли 594 тысячи ИП.
И это только ИП, а сколько ещё ООО, ЗАО и прочих НКО в пандемию канули в Лету!
Читаешь их истории и сердце сжимается! Уходят в небытие не только совсем молодые и неокрепшие бизнесы, замораживают деятельность компании с именем и репутацией, много лет лидировавшие на рынке и пережившие все предыдущие кризисы 2000-х. Такие у них были проекты, такие клиенты, такой успех! И вот тебе на!
Но самое печальное, что из всех владельцев этих закрывшихся или приостановивших деятельность бизнесов работу по найму смогут найти процентов 10 от силы. А остальные будут долго проходить все круги ада: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие неизбежного. Или отказ от принятия, и тогда погружение в пучину депрессии, алкоголь и все тяжкие…
Почему только 10%:
- Потому что такова ситуация в мире, и бизнес закрылся не только у них. А это значит, что в целом на рынке будет меньше стабильно работающих компаний и тем более – таких, которым нужен управленец со стороны. Наши герои ведь не будут претендовать на рядовые позиции, потому что сразу получат диагноз overqualified, а будут предлагать себя на директорские должности, что правильно. Но вот незадача: серьёзные работодатели в условиях резко возросших рисков вряд ли будут искать ТОП-менеджера на открытом рынке труда, скорее - по рекомендациям или через хантеров. А несерьёзным будут нужны тушители пожаров без шансов справиться с ними и расходный материал на расстрельные должности. В итоге: количество нормальных вакансий для ТОПов уменьшается, их самих на рынок труда вымывается всё больше, конкуренция за место растёт, и выиграть её тем, у кого автономия в анамнезе, почти нереально.
- Сами экс-предприниматели тоже абы куда не пойдут, как бы не уговаривали себя, что потерпят любую работу ради стабильности и гарантий. Чем дольше у них был свой бизнес, тем лучше они видят картинку чужого сверху, и их мало что устраивает в процессах, подходах, менеджменте, отношении к ним и т.д.
- За годы работы на себя они сильно изменились внутренне, и особенно просела их управляемость. Именно она – основная причина, по которой работодатели отказывают экс-предпринимателям.
Перефразируя известное выражение:
Женщины любят богатых мужчин не за их деньги, а за те качества, которые позволили им стать богатыми
мы получим:
Работодатели не любят бывших предпринимателей не за то, что у них был свой бизнес, а за то, какие качества он в них развил.
И главное из них – независимость. Встроиться с ней в чужую структуру и играть по её правилам – задача для того, кто привык быть сам себе хозяином, почти невыполнимая. Хотя нашим пытающимся переобуться в воздухе предпринимателям кажется, что после всего пережитого они прижмут ушки и будут паиньками, только возьмите!
Но это вряд ли. Даже если они скроют в резюме, что у них был свой бизнес, их волчьи уши в переговорах с нанимателями будут то и дело выглядывать, как бы они не старались спрятать их под овечьей шкурой.
Да что там говорить о собеседованиях в компаниях, если даже в общении с нами, карьерными консультантами, к которым сами обратились за помощью, они не могут выйти из привычной роли первого лица! Поэтому:
- Плохо слушают, больше стремятся говорить
- Постоянно пытаются рулить ситуацией и другими, навязать свои условия
- Спорят и стараются доказать своё, потому что лучше знают (но раз так, зачем тогда обратились?)
- Преподносят свой опыт с акцентом на том, что дорого и важно им самим, а не потенциальному работодателю. Отсюда пространные описания заслуг и не относящиеся к запросу умения (потому что компетенции предпринимателя всегда шире, чем наёмного директора)
Грамотный маркетинг соискателя – это не то, что вы хотите о себе сказать, а то, что хочет услышать ваш потребитель (наниматель).
- Всячески пытаются выпячивать то, чем гордятся, но что может выдать их с потрохами. К примеру, говорят о каких-то решениях или инновациях, которые может принять или внедрить только владелец бизнеса, а не наёмный менеджер
- Ну, и моё любимое - тормозят, срывают сроки, забывают, заболевают, резко уезжают, уходят в астрал, пытаются по ходу менять условия и договорённости. Это в них так говорит самосаботаж. Они заставляют себя возвращаться в найм, или им даже кажется, что они этого очень хотят, но на самом деле глубоко внутри они противятся этому решению и поэтому саботируют все активности.
Не ведут себя так только те бизнесмены, которые достигли такого уровня личного развития, что им уже не нужно никому ничего доказывать. Но такие обычно и бизнес не теряют, а если лишаются его, в найм обратно не бегут. Им всегда есть чем заняться.
И что же делать? – спросят меня терпящие крах предприниматели.
Вариант А – идеальный
Идти вперёд, а не пятиться назад, пытаясь обмануть всех вокруг, и себя – в том числе.
Как вы вам не было сейчас тяжело, лучше думать, как реанимировать бизнес или создать новый, возможно, гораздо меньшего масштаба, а не как вернуться в корпоративную систему, потому что долго вы в ней не выдержите. Если вообще туда попадёте, а не будете годами безрезультатно мыкаться по рынку труда, теряя время, силы и уверенность в себе.
Исключение составляют те предприниматели, которым их дело досталось как-то случайно – в подарок, по наследству, друг позвал или супруги/родственники привлекли к участию в нём. И они долго им не занимались, поэтому новые нейронные схемы у них в мозгу не образовались, не состоялись они как полностью автономные бизнес-единицы, не стали «родителями».
Своё дело – оно ведь как ребёнок: живёт, растёт, болеет, проходит кризисы, с ним бывает трудно и даже порой невыносимо. Но представьте, что ваше чадо тяжело заболело или вошло в подростковый кризис, и вы потеряли с ним контакт. Вы что, решите: избавлюсь-ка я от него, а сам вернусь жить к папе и маме?
Вряд ли, если вы, конечно, не совсем асоциальный тип.
А почему тогда можете отречься от своего дела, которое тоже – ваше детище? Пусть потеряла актуальность прежняя бизнес-идея, как устарели ваши методы воспитания ребёнка, но что вам мешает найти другую (-ие)? Зачем откатываться назад в своём развитии и становиться наёмным сотрудником?
Если не искать внешних врагов – конкурентов, государство, ленивых сотрудников и т.п., а копать вглубь, то бизнес терпит крах чаще всего в трёх случаях:
1) Когда бизнес-идея была не ваша. Или ваша, но сугубо коммерческая, ради денег. Тогда да, в какой-то момент нужно будет поменять её на ту, что зажжёт вас по-настоящему, вы будете чувствовать в ней созидательное начало и свою полезность для других.
2) Когда ваши понты (уж простите!) сильно превосходят и ваши возможности, и объективную необходимость. Нередкая ситуация, когда я на консультации слышу, как важно предпринимателю иметь офис в центре города или не 1-2 магазина, а сеть, большой штат сотрудников и прочие символы успеха. Зачем всё это, если вы всё больше уходите в минус? – спрашиваю, - не лучше ли сократить всё до минимума, а не держаться за картинки в голове, которые вы нарисовали себе 10 лет назад?
3) Когда вы как владелец не повзрослели вместе со своим детищем, а остались ребёнком. Дети не могут растить детей, поэтому у них их отбирают.
Но в большинстве случаев владельцы попавшего в турбулентность бизнеса находятся где-то посредине – они уже не совсем инфантилы, но ещё и не полноценно зрелые люди. Отсюда их проблемы и вот эти вот «конвульсии на дороге», как у Вицина в «Кавказской пленнице»;)) Они тоже оказываются зажатыми - между своими амбициями владельца бизнеса и неготовностью терпеть дискомфорт, когда что-то пошло не так. И их не по-детски корёжит.
Вариант В – компромиссный
Если создавать заново что-то своё вы категорически не хотите, и у вас богатый опыт управления бизнесом, вы можете стать независимым директором, советником или экспертом-консультантом собственников компании. Это не найм в привычном виде, но какая-то стабильность в этом есть.
Галина Бобкова, бизнес-консультант, коуч по самореализации, карьерный психолог/консультант
Сайт: www.ccgb.ru
Соцсети и каналы:
· Телеграм