Найти тему
Культурная Карта

«Поезд Победы» ― восемь вагонов за 30 минут

«Поезд Победы» ― проект, который был запущен в Год памяти и славы и получил своё развитие и продолжение в рамках Года науки и технологий. Задумывался он как машина времени: все, кто оказывается внутри вагонов, погружаются в прошлое. Визуально в этом способствуют фигуры в полный рост ― пассажиры предвоенных поездов, военных эшелонов, санитарных и банных вагонов, эшелонов смерти и победных составов,

В наушниках мы слышим рассказ вроде бы вымышленной героини ― машиниста поезда 40-х годов, девятнадцатилетней Лидии. Девушка родом из Тамбова, пошла по стопам отца, училась управлять паровозом в Гомели.

У персонажа есть прототип, Елена Мироновна Чухнюк ― одна из первых женщин-машинистов! Водила поезда с боеприпасами, подвозила бойцов к передовой. Её поезда ходили по железным дорогам Украины, Белоруссии, Венгрии, Польши и Германии. В 1943 году девушка была удостоена звания Героя социалистического труда. Моя бабуля получила такое же звание, работая всю свою жизнь на заводе. Елена Чухнюк умерла после Дня Победы в 2014 году! Ей было 98 лет!

У Лидии голос актрисы Екатерины Гусевой, у которой своё особенное отношение к данной работе: «Мой дедушка Василий Гусев воевал 8 лет, из них 4 года ― Первый Белорусский фронт, железнодорожный полк. Представляете, совпадение! Он никогда не рассказывал про войну, поэтому о военных действиях и подвигах я ничего не знала. Я была маленькая, когда он умер. Помню, как расстраивалась, когда все деды надевали ордена и медали на 9 мая, а мой ходил с полосочками. Стеснялся. А благодаря этому проекту я смогла представить, как прошли эти его 4 года в поезде. В каждом вагоне своя атмосфера, своё состояние. И смешно, и весело, и страшно, и жутко. Проект уникальный. Аналогов нет нигде в мире. Чем мы дальше от тех военных действий, тем сложнее воспринимать это также остро, как воспринимал мой дед. Это нормально. Но мы должны сохранить память о подвиге своих дедушек и рассказывать следующим поколениям из уст в уста, через что им пришлось пройти».

Мой дед, кстати, тоже не рассказывал. Мне, девчонке. Говорил, что расскажет внукам, пацанам. Но им не до того было что ли.

В инстаграме у Лидии ― свой аккаунт, где она продолжает знакомить с экспонатами железнодорожной военной экспозиции жителей современных городов и деревень, где не проходит железная дорога, у кого не было возможности увидеть всё своими глазами.

Видя масштаб проекта «Поезд Победы», представляешь, сколько труда разных специалистов было заложено в проект. Авторы идеи и создатели — группа петербургских художников из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко. Над проектом работала команда из 70 человек! Сначала они отобрали и реконструировали тысячи старых фотографий, изготовили скульптурные группы, каждая фигура создана по уникальной технологии. Более ста натурщиков участвовали в создании образов. Использовано 800 кг пластилина и скульптурной глины, 400 кистей, 200 л краски для художественной росписи. Всего получилось 155 полноразмерных скульптур. Для униформы и гражданского костюма использовались оригинальные предметы одежды и снаряжения того времени, создавались аутентичные копии музейных экспонатов. Кстати, музыка была создана специально для данного проекта. А в рассказе использованы реальные воспоминания участников войны, иллюстрацией к которым и служат экспонаты «Поезда Победы».

Кроме того, в масштабных постановочных съёмках участвовало более 400 актёров и реконструкторов. Эти эпизоды мелькают в окнах проезжающего поезда.

«Поезд Победы» проехал по линии фронта: с Белорусского вокзала Москвы через Псков, Петербург, Мурманск, Архангельск, Смоленск, Тулу, Курск, Владикавказ, Керчь, Феодосию, Севастополь и Новороссийск. Сейчас идёт вторая часть маршрута, когда состав направляется на Дальний Восток. Остановки преимущественно в крупных городах. В Новосибирск поезд пришёл из Омска, сегодня он стоит в Красноярске, дальше Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток. В начале следующего года поезд повернёт обратно на запад и будет останавливаться уже в маленьких городах.

К сожалению, из обещанных 40 минут на экскурсию мы были в поезде 33 минуты! Я так и не познакомилась с оригинальной системой сенсорных датчиков, чтобы увидеть интерактивный контент. Да что там, я даже не успевала дослушать рассказ одного вагона и прикоснуться к интерактивным панелям, как нужно было догонять группу. А хотелось сфотографировать, снять на видео на память. В результате, мы так бежали по вагонам за своим волонтёром, будто следующая группа уже наступала нам на пятки. Но это было не так. Позже уже самостоятельно я нашла на izi.TRAVEL аудиогид «Поезда Победы»! Во вкладке «Экспонаты» лежит вся история машиниста Лидии. Здесь же можно прочитать описание к каждому вагону и рассмотреть фрагменты тематических зон. Кстати, на этой же странице есть отзывы (пока только 6) тех, кто уже всё видел и оценил экспозицию.

Такой масштабный проект получился, в нём уже приняли участие более ста тысяч зрителей! Видно, что он сделан с любовью. Несмотря на то, что подобные сцены и исполнение мне уже попадались и в Музее Победы в Москве, и в музее лагеря «Алжир» в Казахстане, в этом проекте есть возможность достучаться до каждого ― он доступный (главное ― вовремя зарегистрироваться на сайте на бесплатное посещение), состав сам приезжает в дальние города, причём не только крупные областные центры. Можно же постоять чуть дольше запланированного, хотя бы на день, и дать чуть больше времени на просмотр? В этом деле торопить и торопиться никак нельзя! Всё-таки человеческий фактор, проявляемый во взаимодействии волонтёров и зрителей, здесь играет чуть ли не решающую роль в восприятии и финальном впечатлении о проекте.

По поезду пробежалась Анжелика ЛУКИНА, фото автора

Если и вам удалось посмотреть экспозицию восьми вагонов проекта «Поезд Победы», поделитесь впечатлениями. Мне очень интересно, как отзывается данный проект в сердцах зрителей.