Внуковское авиапредприятие стало первым в СССР, кому было поручено начать эксплуатацию нового на тот момент реактивного пассажирского лайнера Ту-154. Приказом министра гражданской авиации СССР №482 от 20.08.1970 г предписывалось начать эксплуатационные испытания Ту-154 на базе 200-го летного отряда внуковского авиапредприятия. В декабре 1970 года туда поступили три новых машины - СССР-85006, СССР-85007 и СССР-85008. Как вспоминал Е.И. Багмут, один из первых командиров Ту-154, сначала летали по кругу над аэродромом, отрабатывали взлет и посадку, взаимодействие экипажа, слетанность.
Весной 1971 года от полетов по кругу перешли к техническим рейсам в другие города страны. Начали выполняться почтово-грузовые рейсы из Внуково в Сочи, Симферополь, Тбилиси, Минеральные Воды.
9 февраля 1972 года, в день 49-й годовщины Аэрофлота, внуковский Ту-154 СССР-85016 совершил первый в истории пассажирский рейс по расписанию по маршруту Москва — Минеральные Воды. Рейс 709/710 выполнил экипаж 200-го отряда в составе: командир Е.И. Багмут, второй пилот А.В. Алимов, штурман А.Н. Самсонов, бортинженер О.С. Сердюк.
Вслед за рейсом в Минводы открывались и другие направления, и к лету 1972 года Ту-154 связал регулярными пассажирским рейсами московский аэропорт Внуково с городами Омск, Симферополь, Сочи и Сухуми. По состоянию на 1 июня 1972 года в 200 отряде числилось уже 11 самолетов Ту-154.
В ноябре 1973 года внуковские авиаторы получают свой первый Ту-154А СССР-85044. К этому времени география пассажирских полетов пополнилась аэропортом города Челябинска. Всего в 1973-1975 гг. в столичное авиапредприятие поступило семь новеньких Ту-154А.
Один из первых серийных Ту-154Б, 85122, также работал в авиаотряде №200.
Осенью 1978 года во Внуково стали поступать первые Ту-154Б-2. Все они с завода оснащались салоном на 180 пассажирских кресел без буфета-кухни. Это были самолеты с регистрационными знаками 85295, 85296, 85297, 85299, 85301, 85302, 85304, 85419, 85433. Все эти самолеты мне знакомы, на большинстве приходилось летать.
180-местные Ту-154Б-2 ставили на короткие линии с большим пассажиропотком: сначала в Анапу, Сочи и Челябинск, позже к ним добавились Краснодар, Ставрополь, Гурьев, Грозный, Махачкала, Орджоникидзе, Шевченко.
В 1978 году в преддверии XXII Олимпийских игр в Москве часть авиалайнеров Аэрофлота, работавших на рейсах, перевозящих иностранных туристов (все рейсы за пределы СССР и внутрисоюзные рейсы с индексом «ИТ» ) получили на борт стикер с логотипом московской Олимпиады и надпись: «Official Olympic Carrier» . Например, в 200 отряде с таким украшением фюзеляжа были Ту-154Б 85025, 85059, 85154, 85156.
В сентябре 1984 года внуковские авиаторы получили два грузовых Ту-154С — СССР-85071 и СССР-85084. На них стали выполнять грузовые рейсы из Внуково в Киев, Донецк и ряд других городов страны.
К сожалению, автору пока не удалось найти фотографию Ту-154С 85071 и 85084 советского периода хорошего качества.
23.01.1985 г вышел приказ министра гражданской авиации №17 «О проведении эксплуатационных испытаний самолета Ту-154М с двигателями Д-30КУ». Этим приказом предписывалось провести с 1 марта по 30 сентября эксплуатационные испытания самолетов Ту-154М на базе аэропорта Внуково. Для этого весной 1985 года Внуковцам передали с завода два новеньких самолета — СССР-85609 и СССР-85610. Автор имел возможность наблюдать работу этих самолетов летом 1985 года.
Испытания продлились год, и, наконец, 10 июня 1986 года был издан совместный приказ министров гражданской авиации и авиационной промышленности СССР №125/229, согласно которого самолеты типа Ту-154М допускались к выполнению пассажирских перевозок с 20 июня 1986 года.
Первые Ту-154М во внуковском авиапредприятии также были на 180 пассажирских кресел. Их поставили на те же рейсы, на которых уже работали 180-местные Ту-154Б-2. Всего до 1990 года 200 отряд получил 20 Ту-154М, три из них — 85609, 85610 и 85611 были в компоновке на 180 пассажирских кресел, пять — 85612, 85623, 85632, 85633 и 85636 — в компоновке на 176 кресел. Оставшиеся двенадцать — 85615, 85617, 85618, 85619, 85620, 85621, 85622, 85624, 85628, 85635, 85673 и 85674 - в компоновке на 164 кресла с буфетом-кухней. Самолеты с буфетом ставили на самые протяженные направления — в Кемерово, Надым, Новый Уренгой, Улан-Удэ, Певек, Тикси.
Всего в период с 1972 по 1991 гг через аэропорт Внуково прошло 92 Ту-154 всех модификаций, которые в пассажирском сообщении связали Москву с 41 аэропортом страны.
Справочные данные:
Таблица 1. Список Ту-154, когда-либо работавших во Внуковском авиапредприятии с 1972 по 1991 гг.
85006, 85007, 85008, 85009, 85010, 85011, 85012, 85013, 85014, 85015, 85016, 85017, 85018, 85019, 85020, 85025, 85028, 85029, 85030, 85031, 85033, 85039, 85044, 85056, 85057, 85059, 85069, 85071, 85084, 85090, 85098, 85099, 85101, 85122, 85123, 85134, 85140, 85142, 85154, 85156, 85160, 85182, 85189, 85190, 85192, 85201, 85207, 85215, 85230, 85234, 85241, 85243, 85265, 85289, 85290, 85295, 85296, 85297, 85299, 85301, 85302, 85304, 85318, 85356, 85361, 85375, 85388, 85419, 85433, 85465, 85466, 85528, 85609, 85610, 85611, 85612, 85615, 85617, 85618, 85619, 85620, 85621, 85622, 85623, 85624, 85628, 85632, 85633, 85635, 85636, 85673, 85674.
Таблица 2. Пассажирские рейсы Ту-154 Внуковского авиапредприятия.
Направление Годы работы
Анадырь (Норильск, Певек) 1980-1984
Анадырь (Игарка) 1982-1984
Анапа 1977 -
Ашхабад 1976-1977
Барнаул 1975-1983
Братск (Омск) 1975 -
Братск (Томск) 1982 -
Братск (Новосибирск) 1982-
Грозный 1984 -
Гурьев 1983 -
Джамбул 1977-1978
Душанбе 1976-1977
Камбала (полигон Сары-Шаган) 1987-
Караганда 1981-1982
Кемерово 1977 -
Краснодар 1984 -
Махачкала 1986 -
Минеральные Воды 1972-1979
Надым 1984 -
Новый Уренгой 1984 -
Новосибирск 1988-1989
Норильск 1977-1986
Омск 1972-1977
Орджоникидзе 1982 -
Певек (Норильск) 1979-
Самарканд 1979 -
Симферополь 1972-1974
Сочи 1972-1985
Ставрополь 1981-
Сухуми 1972-1981, 1985
Ташкент 1975
Тикси (Игарка) 1990-
Томск 1977
Тюмень 1976-1980
Улан-Удэ (Новосибирск) 1981-
Улан-Удэ (Омск) 1984 -
Улан-Удэ (Томск) 1986 -
Усть-Каменогорск 1977-1978
Челябинск 1973-1983
Чимкент 1977-1978
Шевченко 1983 -
В статье использованы фрагменты, не вошедшие в монографию в журнале «Авиация и Время» №№5 и 6 за 2018 год.
Если эта тема вам понравилась и вы захотели увидеть продолжение — пишите в комментариях, историю какого авиаотряда вы бы хотели узнать в следующий раз.