Больше месяца прошло, как я поделилась своим мнением о «12 стульях» Гайдая и Захарова, а страсти не утихают до сих пор. И подозреваю, что многие отправили мой канал в черный список за то, что наши впечатления об этих лентах разошлись.
А недавно меня «ткнули носом» – в сотне самых кассовых лент 5 гайдаевских:
- «Бриллиантовая рука»
- «Кавказская пленница»
- «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
- «Иван Васильевич меняет профессию»
- «Спортлото-82»
– и ни одного захаровского.
Стало интересно, заглянула в список. Действительно, фильмов Марка Захарова нет не только в сотне, но даже и в 1000 фильмов, за которые зрители «проголосовали рублем».
Мимо кассы
Во-первых, наверное, потому, что Захаров снимал не кино-, а телефильмы. Но это самое очевидное, и не в этом, как мне видится, дело. Андрей Тарковский, например, выпустил на большой экран 28 лент, в том числе – «Зеракло», «Солярис», «Сталкер», «Андрей Рублев». А в 1000 кассовых попал только один – «Иваново детство». Да и то в последней двухсотке.
Выше этой картины в рейтинге, например, «С любимыми не расставайтесь». Хотя, при всем уважении к Алферовой, Абдулову и режиссеру Арсенову фильм в общем-то средней руки, рассчитанный на чувствительных дам. Еще выше «Бармен из «Золотого якоря», который нынче вообще мало кто вспомнит.
Значит ли это, что Тарковский – бездарный режиссер, не заслуживающий зрительского внимания? Вот не думаю. Просто, на мой взгляд, есть авторы, чьи фильмы не рассчитаны на массового зрителя.
Как на западе
Не спешите бросать в меня камни – это не потому, что у массового зрителя дурной вкус или не слишком развит интеллект. Просто чаще всего мы идем в кино, чтобы отвлечься от действительности. Особенно, если она нас не слишком радует.
Почему, например, самым кассовым стал в 80-м фильм «Пираты XX века», а в 10-ку вошел «Экипаж» того же года выпуска? Потому что это были первый советский боевик и первый советский фильм-катастрофа. Прежде ничего подобного с участием наших актеров на экраны не выходило.
У многих зрителей сложилось впечатление: настоящие мужчины – сильные, ловкие, отважные – где-то там, на «загнивающим» западе. Они могут остановить на скаку коня и войти в горящую избу. А советским представителям сильного пола по силам справиться разве что с планом по валу. И хоть хорошие они мужики, но не орлы.
Без лака
Два этих фильма сломали этот стереотип. Женщины хлынули в кинотеатры, чтобы посмотреть на наших настоящих мужчин, по которым они истосковались. Мужчины – чтобы поднять самооценку – и наши могут!
«Бриллиантовую руку», «Кавказскую пленницу», «Операцию «Ы» Гайдай снял во второй половине 60-х, «Ивана Васильевича» – в начале 70-х. И они тоже ломали стереотипы.
Главные герои позволяли себе роскошь не быть идеальными. Советская действительность не была залакированной. «Заморская баклажанная икра», «наши люди на такси не ездят» – да чуть ли не каждая фраза из этих картин стала афоризмом, которые живы и сегодня, больше полувека спустя.
4 в сотне
А еще эти фильмы были красочными, смешными и гениальными. А еще в них не было подтекста. Все лежало на поверхности, все было близко и понятно. Об этом говорили на каждой кухне и вдруг – вынесли на большой экран.
Есть ли это в фильмах Захарова? Безусловно нет. Если не считать гениальности, конечно.
За каждым кадром у него – второй, а то и третий смысл. Можно воспринимать только то, что видимо глазу, а можно додумывать, что от него скрыто. Многим ли зрителям этого хочется? Думаю, что нет.
Причин для этого много, у каждого она своя. Хотя есть и одна общая – не так легка сегодня наша жизнь, чтобы найти время, силы и желания для погружения в мысли о вечном.
Ну, вот, хотела сказать несколько слов и не смогла вовремя остановиться. И – да, это только мое мнение.
Совсем забыла – в списке 100 самых популярных телефильмов 4 захаровских: «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» и «Формула любви».