Крепость Анапа имела важное стратегическое значение на Кавказе для османов и союзных им черкесов, с которыми Россия также уже вела войну. До Гудовича штурмом крепости занимались генерал-аншеф Пётр Текели и генерал-поручик Юрий Бибиков, однако их попытки окончились крахом. В июне 1791-го года под командой Гудовича было 18 батальонов пехоты, 64 эскадрона кавалерии, 3 казацких полка, 3000 стрелков и пол сотни орудий (до 20 тысяч человек). Гарнизон крепости насчитывал 15 тысяч человек под командой трёхбунчужного паши Ипекли-паши и 95 орудий, однако за пределами крепости находилось неизвестное количество черкесских воинов. Кроме того, три стороны Анапы из четырёх находились непосредственно у берегов моря, из-за чего по суше можно было подойти только к одной стороне. Перед началом осады Гудович принял меры для обеспечения беспрерывной связи с Кавказской линией и поставил гарнизоны на правом берегу Кубани. 16 июня была начата бомбардировка крепости. Вместе с тем Гудович предложил гарнизону принять капитуляцию с правом покинуть крепость, но его предложение было отвергнуто.
2 июля по новому стилю Гудовичу была донесена информация от командующего Таврическим корпусом генерал-аншефа Михаила Каховского, что на помощь Анапе был двинут османский флот. Чтобы не терять время, военным советом было принято решения штурмовать Анапу этой же ночью. Для штурма выделялось около 7 тысяч человек, разбитых на пять колонн под командованием генерал-майоров Сергея Булгакова, Ивана Депрерадовича и Антона фон Шица. Четыре колонны атаковали южную часть стены, пятая колонна фон Шица должна была штурмовать крепость вдоль берега моря. Ещё около 4 тысяч человек под командой генерал-майора Ивана Загряжского прикрывали тыл штурмующих войск. Штурм Анапы предзнаменовался мощной бомбардировкой города. В 4 утра 3 июля (а по старому стилю 22 июня, но Гудовичу было не до этого) был начат штурм. Перед этим, под покровом ночи солдаты бесшумно дошли до укреплений и взобрались на крепостной вал, где завязалась отчаянная и кровопролитная борьба с заметившими их турками. Однако на рассвете в тыл русским ударили спустившиеся с гор черкесы общей численностью до 8 тысяч человек. Но отряду Загряжского удалось отбить нападение и даже начать преследование разбитого противника. Тем временем русским удалось захватить крепостные ворота, куда тут же ворвалась кавалерия. Анапа была взята.
Потери русских составили до 3 тысяч человек убитыми и ранеными. Турки потеряли от 8 до 11 тысяч убитыми и ранеными, от 8 до 13 тысяч пленными, включая Ипекли-пашу. Гудовичу достались все орудия крепости и больше сотни знамён. В числе пленных оказался Имам Шейх Мансур, возглавлявший до этого объединённые горские отряды в войне с Россией и заключённый в Шлиссельбургскую крепость. Немалая часть убитых пришлась на сдавшихся в плен османов, попросту перебитых и утопленных солдатами. После разграбления города Анапа была стёрта с лица земли (остались лишь ворота крепости), а жители переселены (преимущественно в Крым). Гудович был награждён орденом Святого Георгия 2-ой степени и золотой шпагой с лаврами и алмазами, Загряжский и Булгаков получили ордена Святого Георгия 3-ей степени. Подошедший через пару дней османский флот был вынужден уйти ни с чем. Через несколько дней подполковник Сенненберг занял крепость Суджук-Кале, оставленную османами после падения Анапы.
Зимой Российская и Османская Империи подписали между собой Ясский мирный договор. Анапа и Суджук-Кале возвращались туркам, а те в свою очередь окончательно отказывались от притязаний к грузинским землям. Гудович оставался командующим на Кавказе и в довесок получил должность генерал-губернатора Кавказа. В послевоенный период им были основаны крепости Усть-Лабинская, Кавказская и Шелководская, сам он был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. Но уже в 1792-ом году вспыхнуло восстание донских казаков, недовольных принудительным переселением на Кубань. В бунте приняли участие 3 казацких полка, принявших решение прорываться на Дон. На подавление восстания Гудович направил генерал-майор Алексея Щербатова и наказного атамана Алексея Иловайского. В 1794-ом году мятежники были захвачены практически без боя Щербатовым и казацким полковником Андреем Мартыновым в станице Есауловская. Бунтовщики были наказаны плетьми или ссылкой в Сибирь, также следствие по горячим следам установило, что ещё ряд казацких станиц саботировали переселение, что привело к новому витку плетей (до 5 тысяч человек) и ссылок (до 500 человек). Тем временем в 1795-ом году в Картлийско-Кахетинское царство вторглась Персия и Гудович направил на помощь союзнику батальон Кавказского Гренадерского полка и батальон Кавказского Егерского корпуса под командованием полковника Сирохнева. В самой Персии были запрещены российские товары, что отрицательно сказалось на астраханской торговле. В преддверии полноценной войны с Персией был сформирован Каспийский корпус, и в его командующие пророчили Гудовича. Но вместо него командующим стал генерал-аншеф Валериан Зубов, уже в свои 25 лет отличившийся в штурме Измаила, подавлении восстания Костюшко, где потерял ногу, и наличием брата Платона, заменившего Екатерине II умершего Потёмкина в постели на посту фаворита. Обидевшийся Гудович подаёт в отставку, но вместо неё императрица даёт ему двухлетний отпуск и 1800 крепостных чтобы не обижался. Однако в 1796-ом году Екатерина II умирает.
Продолжение следует...
- Четвёртая часть